Евгений Шестаков: Расширение "Списка Магнитского" ведет к новой колониальной войне

Внесение в Конгресс двумя уважаемыми законодателями США от республиканской и демократической партий документа, расширяющего действие "Списка Магнитского" на другие страны, не что иное, как очередная попытка части американской политической элиты утвердить свое господство над миром. Только вместо оружия на этот раз "разящим мечом" в деле утверждения глобального лидерства США становятся права человека. При этом, разумеется, составившие законопроект конгрессмены ситуацию в этой области в самих Соединенных Штатах считают идеальной и потому намерены, в первую очередь, заняться поучением других народов.

Документ, представленный в Конгресс, получил название "Акт о глобальной подотчетности в области прав человека". Его авторы, судя по названию законопроекта, убеждены: мир должен отчитываться перед Вашингтоном. Исключений не предусмотрено.

Американские законодатели готовы присмотреться внимательней к ситуации с правами человека и в странах, некогда ходивших в близких союзниках Белого дома. Например, в Германии, если Берлин продолжит добиваться заключения договора, запрещающего американским спецслужбам прослушивать первых лиц немецкого государства. Но все же основными мишенями станут государства, где власти защищают, в первую очередь, национальные интересы.


Обозреватель "РГ" Евгений Шестаков.

Новый закон, и этого не скрывают его авторы из сенатского комитета по международным делам, решает две ключевые задачи. Во-первых, утверждает "глобальное лидерство" Вашингтона в области прав человека и, во-вторых, "защищает финансовую инфраструктуру США". Причем объяснявший суть документа сенатор Бенджамин Кардин ни разу не упомянул, станет ли лучше и безопасней мир, построенный по американской модели. А ведь пример Ливии, где после свержения режима Муаммара Кадафи начался гражданский конфликт, на который США теперь почти не обращают внимания, наглядно демонстрирует, насколько безразличны Вашингтону последствия его "демократических" реформ. Но уважаемого сенатора такие детали не интересовали. Главное, по его словам, тот факт, что глобальный "Список Магнитского" соответствует национальным интересам Соединенных штатов.

Если называть вещи своими именами, то с помощью нового закона антироссийское лобби в Конгрессе стремится навязать Белому дому новую колониальную войну. Под ударом окажется весь мир - от монархий Персидского залива, где не слишком обращают внимание на права человека, особенно в тех случаях, когда речь идет о религиозных меньшинствах, до государств Латинской Америки, проводящих самостоятельную национальную политику. Разумеется, документ направлен и против России - его авторы уже выразили удивление, что "список Магнитского" в отношении нашей страны до сих пор не был расширен. Среди кандидатов на попадание в глобальный черный список под маркой "сделано в USA" также украинские власти, притормозившие заключение договора об ассоциации с Евросоюзом.

В последние десятилетия Вашингтон не сумел подчинить мир силой оружия и оказался не способен обеспечить свое лидерство с помощью экономики. А потому конгрессмены предлагают Обаме новую "дубину" - ситуацию с правами человека. Существование мультиполярного мира с доминирующей ролью Совета безопасности ООН категорически не устраивает "ястребов" в американском конгрессе. Если документ о глобальном "Акте Магнитского" будет принят он, безусловно, осложнит жизнь Белому дому и даст противникам Барака Обамы мощный рычаг влияния на международную политику. Именно этого добиваются конгрессмены.

Впрочем, своими действиями они заставляют неподвластный американской политике мир задуматься над тем, как противостоять американскому вторжению. Навязывание вашингтонскими политиками своих стандартов в области прав человека в глобальном масштабе приведет к консолидации попавших под американские санкции государств. В Китае ежегодно составляют доклад о нарушениях прав человека в самих Соединенных штатах. В случае принятия Конгрессом глобального "акта Магнитского", страны, не желающие мириться с такого рода американским лидерством, могут объединиться, чтобы коллективно ответить Вашингтону.

В условиях такого рода санкционной войны станет весьма затруднительным говорить о любой форме международного сотрудничества. Но не в том ли состоит скрытая цель "сенаторов Кардинов", навязывающих Белому дому стратегию мирового конфликта, вместо стратегии диалога?

Примечательно, что законопроект о глобальном "списке Магнитского" был внесен в Конгресс за несколько дней до начала мирной конференции по Сирии в Швейцарии, соорганизаторами которой наряду с ООН выступают Соединенные штаты и Россия. В Белом доме, как и в Кремле сознают, что только совместными усилиями, через существующие международные институты, можно решать мировые проблемы мирным путем.

Впрочем, не первый раз антироссийское лобби в Конгрессе стремится помешать Белому дому налаживать диалог с Москвой, осложняя и без того непростые переговоры между Госдепартаментом США и российским Министерством иностранных дел. Ведь, какими бы доверительными не были отношения между госсекретарем Джоном Керри и главой МИД РФ Сергеем Лавровым, российские власти вынуждены зеркально реагировать на направленные против интересов Москвы и ее союзников американские инициативы.

Кремль неоднократно предупреждал Белый дом, что любое расширение "списка Магнитского" приведет к расширению российского "черного списка" в отношении американских должностных лиц. Возможно, поэтому, к глубокому разочарованию антироссийского лобби в Конгрессе, переданный законодателям 20 декабря 2013 года доклад администрации США, составленный по ситуации в России на основании "Списка Магнитского", не содержал новых фамилий. Эта сдержанность американских властей позволила России и США продолжать сотрудничество в международной сфере - по Сирии и Ирану, а также приступить к  обсуждению будущего визита в Россию президента США Барака Обамы. Как стало известно "РГ", американская сторона увязывает этот визит с подписанием между Москвой и Вашингтоном новых документов в сфере разоружения. В то время, как российская сторона предлагает временно отложить разоруженческую тематику и вынести на саммит, в первую очередь, соглашения экономического характера.