Получивший подарок госслужащий отныне обязан в течение трех рабочих дней сообщить об этом работодателю, подав уведомление в двух экземплярах с приложенным чеком. Подарок стоимостью свыше 3 тысяч рублей подлежит сдаче на хранение не позднее пяти рабочих дней со дня уведомления о его получении. То же и в отношении подарка, стоимость которого чиновнику, получившему его, неизвестна. Все сданные подарки войдут в реестр федерального или регионального имущества и будут находиться в распоряжении государства, которое сможет их продать, безвозмездно передать благотворительной организации или уничтожить. Подарок дороже 3 тысяч рублей разрешается выкупить. Стоимость подарка будет определяться на основе его рыночной цены.
Материальные знаки внимания государственным служащим долго не удавалось регламентировать. Попытки четко определить, за пределами какой суммы заканчивается подарок и начинается взятка, периодически предпринимались, но результата не давали. Был момент, когда Следственный комитет выступил с инициативой отменить норму закона, позволяющую чиновникам принимать подарки. Существовала ведь правовая коллизия. С одной стороны - закон, разрешающий госслужащим и работникам муниципальных образований в связи с их должностным положением получать подарки, стоимость которых не превышает пяти МРОТ, а с другой - Уголовный кодекс с его 290-й статьей, расценивающей как взятку "получение денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица".
Устранить конфликт между этими правовыми нормами предлагалось радикальным способом - поставить подарки чиновникам вне закона. Но до этого не дошло. Просто ввели законодательные ограничения: все "протокольные" подарки, стоимость которых превышает 3 тысячи рублей, были признаны недопустимыми. А теперь вот и новое ужесточение.На умеренность принимающей подарки стороны, выходит, никто не надеется. Нет упований и на умение должностного лица самостоятельно определять, связан ли подарок с его служебной деятельностью. Оно и понятно. Живем-то не во Франции, где всякое подношение стоимостью свыше 35 евро считается взяткой. Живем и не в Америке, где подарок на сумму более 305 долларов подлежит сдаче в госказну.
Ну хорошо, теперь и в России всякий подарок дороже 3 тысяч рублей чиновник обязан сдать государству. Понимать надо так, что это еще один способ борьбы с коррупцией. Но подарок (а по сути взятка) не всегда имеет вещественное воплощение. В ходу все чаще такие знаки вознаграждения, как, например, устройство родственников влиятельного чиновника на доходные посты в сфере бизнеса.
Между прочим, в Казахстане принят любопытный документ. Называется "Кодекс чести государственных служащих". Рамки поведения для чиновников установил Нурсултан Назарбаев. Президентским указом. Любопытно прочесть такой, например, параграф из "Кодекса чести" казахстанского чиновника: "Не допускать действий, способных дискредитировать Казахстан". Не менее поучительно примерить к российским реалиям запрет казахстанским госслужащим вмешиваться в предпринимательскую деятельность, лоббировать интересы предприятий и компаний и получать за это "подарки и услуги".
Свод правил, регламентирующих поведение чиновничества, несколько лет назад пыталась принять и Госдума. Казалось, наконец-то будет исполнена рекомендация комитета министров Совета Европы. Согласно ей, все страны, входящие в эту организацию, должны иметь подобный кодекс. Если евростандарт, так во всем, и госслужба - не исключение. Но предложенный нашими законодателями документ был полон терминов, не поддававшихся юридическому толкованию. Вероятно, поэтому президентская администрация и правительство дали отрицательные заключения на него.
Шансов, что кодекс в ближайшие год или два вновь встанет в думскую повестку дня, по правде сказать, маловато. Да будь он даже принят, это вряд ли приблизило бы Россию к евростандарту в понимании, что можно чиновнику, а чего нельзя. Потому что евростандарт базируется не столько на букве кодекса, сколько на его духе. На общепринятых нормах служебного поведения. И, что самое важное, - на подконтрольности власти обществу. На таком общественном климате, при котором чиновник, "забывший" в частной поездке заплатить за самолет или отдохнувший со всей семьей на вилле какого-нибудь магната, моментально и навсегда становится для госслужбы персоной нон грата. Вообще-то всякий подобный кодекс - документ по природе своей лицемерный. Но, как говорил кто-то из великих, лицемерие - это дань, которую порок платит добродетели.