Открываю новости в Яндексе, Гугле, Рамблере. Среди главных новостей последних дней лидирует болезнь певицы Жанны Фриске. Множество отзывов. Причем не просто обсуждение, а смакование. Есть даже сообщение, что ставятся на кон миллионы долларов, тому, кто первым опубликует новую информацию о болезни певицы. Соревнование на трагедии? Погоня за рейтингом?
Все смотрят, все обсуждают и говорят. Так что же, пусть говорят? Но право же, это не имеет ничего общего с истинным состраданием. Не случайно муж Жанны телеведущий Дмитрий Шепелев на своем сайте просит прекратить мусолить имя Фриске, прекратить спекулировать на ее болезни. Дать возможность семье сосредоточиться на здоровье и жизни Жанны. Просит о добре и молитве за 39-летнюю мать годовалого мальчика.
Федеральные телеканалы по инициативе Лолиты Милявской начали сбор средств на лечение Жанны. Благое дело? Вчера позвонила в редакцию газеты "бабушка 8-летнего Гены" (так она представилась. - И.К.). Ее возмутили передачи о Жанне, особенно сбор средств на лечение актрисы. Она кричала в трубку: "Пусть продадут свою квартиру в Майями. Моему Гене никто средств не собирает. Ему всего 8 лет. Врачи говорят, что до десяти лет не доживет. Может, в Германии, куда отправилась ваша Жанна, и моему бы Гене помогли".
Мне нечего было ответить бабушке Гены. Ребятишки, страдающие онкологическими заболеваниями, - нет ничего трагичнее. И хотя многих теперь удается спасти, легче не становится. Многим помочь не удается. И горше всего потому, что не всегда, не для всех есть деньги на лечение. Реакция бабушки - ни в коем случае не признак жестокости, отсутствия милосердия. Наверное, просто нельзя болезнь, беду превращать в очередное шоу. Это дает обратный эффект. Недаром существует понятие "врачебная тайна". Или я не права? И народ хочет знать любые новости про своих любимых звезд? Ведь их личная жизнь во всех деталях растиражирована во множестве СМИ.
Михаил Давыдов, президент Ассоциации онкологов России и СНГ, главный онколог России академик РАН и РАМН:
Казалось бы, почему именно рак у известных людей вызывает такую бурную реакцию? Ведь первое место по летальным исходам, по количеству заболевших во всем мире держат болезни сердца и сосудов? Дело в том, рак подкрадывается незаметно, его трудно диагностировать на первой стадии, когда почти стопроцентно можно вылечить. Кроме того, уход из жизни онкологических пациентов - процесс затяжной, очень мучительный.
У Жанны Фриске не рак мозга - у нее глиобластома - наиболее агрессивный вид опухоли мозга. В связи с ее болезнью сейчас вспоминают о других публичных людях - Александре Абдулове и Олеге Янковском. У Янковского был рак поджелудочной железы - одна из самых опасных локализаций рака, болезнь обнаружили на последней стадии. Абдулова мы должны были оперировать у себя в центре. У него был рак легкого. Утром спрашиваю: госпитализировали Абдулова? Мне отвечают: "Он уехал в Бишкек к шаману".
Но есть и немало тех, кто победил рак. В том числе и публичные люди. Эммануила Виторгана я оперировал лет двадцать назад. Иосиф Кобзон выходит на сцену и великолепно поет. Хотя ему немало лет. А шоу на болезнях не исцеляют. А иногда и мешают. Нельзя же сбрасывать со счетов эмоциональный, психологический фактор. Все-таки болезнь, особенно тяжелая, особенно неизлечимая - дело интимное.