Тверская область
Бюджет Тверской области на 2014 год и последующий плановый двухлетний период был принят только на заключительном в уходящем году заседании регионального Заксобрания. И о накале дискуссий свидетельствует тот факт, что между первым и вторым чтениями в проект бюджета главного финансового документа внесли 150 поправок.
Комментируя итоги этой работы, председатель Андрей Епишин подчеркивал: бюджет будет консервативным, но социально направленным. В общей сложности на образование, здравоохранение, культуру, спорт и другие социальные направления будет истрачено 70 процентов всех доходов. Бюджет будет исполняться на основе госпрограмм, которых в регионе 27.
Доходная часть (с учетом средств федерального бюджета, но без учета муниципальных образований) составит 47 миллиардов рублей. Расходы запланированы в объеме 49,4 миллиарда. Бюджетный дефицит - 2,38 миллиарда. Основные источники доходов - налоги с юридических и физических лиц, а также вливания из федерального бюджета. Кроме того, предусмотрены и коммерческие займы - их в основном направят на обслуживание госдолга области, который заметно вырос за два года.
Отметим, что на реализацию госпрограммы "Здравоохранение" заложена пятая часть всех областных расходов - более девяти миллиардов рублей (и это без учета целевых федеральных средств). Под программу "Развитие образования" выделяется почти 11,5 миллиарда рублей. На программу социальной поддержки населения заложено около 6,5 миллиарда. Крупной расходной статьей станет софинансирование уже реализуемых проектов - например, реставрация Императорского Путевого дворца в Твери.
- Параметры бюджета позволяют говорить, что все социальные программы будут выполнены, - прокомментировал Андрей Епишин. Он отметил, что серьезные средства заложены на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, строительство и ремонт детсадов, обустройство земельных участков для многодетных семей и выплаты им ежемесячного пособия при рождении третьего ребенка.
Владимирская область
В бюджете Владимирской области на 2014 год объем доходов прогнозируется в размере 42,5 миллиарда рублей, расходов - 45,6, дефицит составит 3,1 миллиарда. Рост доходов по сравнению с 2013-м должен составить 7,8 процента, на 5,1 увеличиваются расходы. Основная доля затрат - более 65 процентов, - как обычно, касается социальной сферы: в образование будет направлено 23 процента, на социальную политику - 21, в здравоохранение - 19.
В полном объеме предусмотрено финансирование реализации президентских указов, в том числе поэтапное повышение зарплаты работникам соцсферы, реализация мер по обеспечению доступности дошкольного образования, переселение граждан из аварийного жилфонда и обустройство инфраструктуры земельных участков для многодетных семей под жилищное строительство. Заложено увеличение расходов на ремонт и строительство дорог и возведение доступного жилья. Правда, чтобы покрывать дефицит регионального бюджета, область вынуждена продолжать брать кредиты. В 2014 году на выплату долговых процентов предусмотрено 311 миллионов рублей, а в 2015-м - 337.
Кстати, еще на стадии обсуждения проекта основного закона аудитор Счетной палаты Владимирской области Елена Бойкова назвала его "достаточно амбициозным, рискованным", несмотря на "безопасный уровень дефицита", и рекомендовала в условиях замедления темпов роста переработать региональную нормативную базу, чтобы перейти "от бюджета проедания к бюджету развития". Поиск резервов сокращения дефицита уже привел к ряду нестандартных мер. Например, государственные унитарные предприятия теперь будут отчислять в бюджет не один процент прибыли, а от 10 до 25.
Ивановская область
Бюджет-2014 в Ивановской области принят с дефицитом в 2,7 миллиарда рублей (доходы составят 30,4 миллиарда, расходы - 33,1). По сравнению с прошлым годом эта цифра выросла на 1,7 миллиарда. Размер госдолга прогнозируется на уровне 10 миллиардов рублей, что на четыре миллиарда больше прошлогоднего показателя. Тем не менее утвержденные параметры свидетельствуют о том, что бюджет остался социально ориентированным.
Впервые он сформирован на основе 17 государственных программ, нацеленных на инфраструктурное развитие, модернизацию экономики и совершенствование системы госуправления.
- Нам предстоит выработать четкий алгоритм формирования и исполнения бюджета в новых условиях, - подчеркнул временный исполняющий обязанности губернатора Павел Коньков. - Средства должны закладываться под конкретные показатели госпрограмм, а контроль за их достижением будет постоянным.
Как сообщил начальник облдепартамента финансов Александр Грузнов, в регионе будут проиндексированы выплаты ежемесячных пособий на ребенка, патронатным семьям, а также пострадавшим от политических репрессий. А вот региональный материнский капитал останется на уровне 50 тысяч рублей, не повысят и опекунские пособия, а также выплаты на содержание ребенка, переданного в приемную семью.
Зато в областной казне заложены деньги на создание системы экстренного вызова "112", увеличена поддержка малого и среднего бизнеса, на 110 миллионов рублей снижены расходы по обслуживанию госдолга. Кроме того, депутаты решили сократить затраты на содержание столичного представительства облправительства и выставочно-ярмарочную деятельность.
Ярославская область
А вот в соседней Ярославской области на имидже экономить не стали. В проект бюджета было внесено более 130 поправок, большинство которых осталось непринятым. В том числе предложения Бориса Немцова уменьшить на 80 миллионов рублей расходы на транспорт для областных чиновников и депутатов областной Думы, а также на 103 миллиона сократить расходы на информационную и имиджевую поддержку органов региональной исполнительной власти.
Между тем бюджет региона будет предельно дефицитным - расходы превысят доходы на семь миллиардов рублей. И это при том, что по итогам бурного обсуждения проекта бюджета в облдуме, а также анализа источников поступлений в казну удалось дополнительно добавить к доходной части 1,7 миллиарда рублей. Таким образом, основные показатели главного финансового документа стали такими: доходы - 51,6 миллиарда, расходы - 58,6.
Расходы на социальные программы остались на уровне предлагавшихся 70 процентов. При этом на шесть процентов проиндексированы все выплаты по региональному Социальному кодексу и почти три миллиарда рублей пойдет на повышение зарплат бюджетников. Вернули депутаты в расходную часть бюджета и затраты на питание школьников вплоть до четвертого класса. Сохранена оказавшаяся было под вопросом частичная компенсация стоимости путевок в детские оздоровительные лагеря, на 100 миллионов увеличены дотации для сельского хозяйства региона, на такую же сумму выросло финансирование программы газификации.
При этом не в лучшую сторону изменился региональный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату коммунальных услуг, который много лет составлял в области 14 процентов (федеральный стандарт - 22). С середины будущего года этот показатель поднимется до 17 процентов. По информации замгубернатора Натальи Шапошниковой, сегодня на получение соответствующей субсидии в регионе имеют право 54,6 тысячи семей. Теперь из это числа будут исключены около 300 семей - их нагрузка при оплате услуг ЖКХ увеличится примерно на 400-500 рублей в месяц.
Костромская область
Параметры нового главного финансового документа Костромской области оказались такими: доходы - 19,7 миллиарда рублей, расходы - 21,7. Ожидается, что на социальные статьи будет израсходовано более 60 процентов региональной казны. Но чтобы полностью выполнить обязательства, пришлось, по выражению депутатов, сократить "все возможные и невозможные статьи".
Отметим, что госдолг региона уже достиг почти 12 миллиардов рублей, и на его обслуживание область тратит около 700 миллионов в год. Впрочем, структура задолженности по сравнению с прошлым годом изменилась - кредиты коммерческих банков составляют в нем всего пять процентов.
Первый зампредседателя Костромской облдумы Алексей Ситников назвал бюджет 2014 года напряженным, социальным, но "абсолютно рабочим". По его словам, он принят с предельным дефицитом, поэтому у костромских парламентариев впереди много работы по мобилизации дополнительных бюджетных доходов. Какими они могут быть, уточнил губернатор Сергей Ситников: это, прежде всего, "серые" зарплаты, из-за которых казна недополучает налог на доходы физических лиц. Как пояснил глава области, уже проведен анализ предприятий в разрезе каждой отрасли. И если в условиях реальной конкуренции предприятие отстает по величине средней зарплаты, это может говорить о сокрытии соответствующей информации.