Такой вывод напрашивается из сообщений со ссылкой на источник в Главном штабе ВМФ о решении возобновить в мае-июне 2014 года испытания МБР "Булава". Напомним, что впервые о необходимости подобной "переэкзаменовки" заявил в сентябре 2013 года министр обороны Сергей Шойгу - после того, как успешно стартовавшая с "Александра Невского" ракета рухнула в океан из-за аварийного сбоя в работе двигателя второй ступени.
Как сообщалось, неудача вынудила главу военного ведомства принять решение "о приостановке государственных испытаний АПЛ "Александр Невский" и "Владимир Мономах" и проведении пяти дополнительных практических пусков ракеты "Булава" с целью подтверждения ее заданных тактико-технических параметров". То решение Сергея Шойгу эксперты толковали и комментировали на все лады. Кто-то называл это перестраховкой, другие, напротив, отмечали принципиальность нового министра обороны - не позволяет в угоду конъюнктуре навязывать своим подчиненным "сырое" вооружение.
Еще через пару недель, когда ведомственная комиссия обнародовала причины сбоя во время сентябрьского пуска "Булавы", замминистра обороны Юрий Борисов и академик Юрий Соломонов из Московского института теплотехники встретились за "круглым столом" и солидарно заявили, что технический брак, допущенный производителями одной конкретной партии ракет, устранен и нужды в дополнительных контрольных пусках "Булавы" нет. А значит, нет и причин "сваливать" на других какие-то недостатки самого корабля и отказы его систем во время испытаний.
В ЦКБ "Рубин", где спроектирован головной и все последующие "Бореи", давали свою трактовку ситуации. Руководитель группы Сергей Суханов сообщил журналистам, что с учетом выводов комиссии по "Булаве" решение министра обороны о приостановке испытаний АПЛ проекта "Борей" пересматривается. А количество дополнительных пусков и подлодка, с которой они будут произведены, уточняются. Прямого отношения к судьбе "Александра Невского", по словам Суханова, все это не имеет.
- Задача "Невского" сейчас - поднять флаг и в этом году уйти к основному пункту базирования, - заключил тогда представитель "Рубина".
Что было дальше, мы уже знаем. Флаг ВМФ на "Александре Невском" 24 декабря 2013 года был-таки поднят.
Но ушел он не "к основному месту базирования" (как неоднократно сообщалось, это база ВМФ Вилючинск на Камчатке), а в базу временной приписки на Северный флот. Где и будет находиться, судя по всему, не только с целью отработки плановых курсовых задач экипажем, но и для участия в контрольных пусках "Булавы". А они с учетом ледовой обстановки в Белом и Баренцевом морях (и других, не связанных с этим причин) могут состоятся лишь в конце мая или, что более вероятно, в июне-августе 2014 года.
Кстати
Сейчас, по неофициальным сведениям, в спецарсенале Северного флота 27 МБР "Булава". Пять из них намеревались вернуть на завод-изготовитель в город Воткинск (Удмуртия) для установки на эти ракеты телеметрических датчиков - чтобы с их помощью проследить все параметры работы ракеты во время контрольных пусков. Та "Булава", что в сентябре 2013 года стартовала с "Александра Невского" и на второй минуте полета рухнула в море, телеметрической аппаратурой не оснащалась. Специалисты объясняют это тем, что в тот раз "проверялась не сама "Булава", а работа систем управления ракетными пусками самой подлодки".