Он зачитал приветствие министра обороны Сергея Шойгу, а потом обстоятельно говорил о задачах, которые уже решены и которые еще предстоит решить для обеспечения надежной безопасности России. Герасимов, в частности, сообщил, что, согласно новому Положению о Генеральном штабе, на эту структуру управления возложены дополнительные полномочия. В первую очередь, они связаны с лучшей координацией деятельности всех федеральных органов исполнительной власти в интересах обеспечения обороноспособности и безопасности страны.
- Расширение спектра задач, решаемых Генштабом, обусловлено, прежде всего, происходящими изменениями в характере вооруженной борьбы. Современные военные конфликты носят скоротечный характер, сопровождаются активным применением военных и невоенных средств. Расширяется состав разноведомственных сил, привлекаемых к обороне, спектр вопросов взаимодействия между ними и государственными структурами, - сказал генерал.
По его оценке, все больший вес при достижении глобальных и региональных целей приобретают политические, дипломатические, экономические и другие меры, в том числе скрытого характера. Для этого нередко используются неправительственные международные организации и частные военные компании. В качестве примера Герасимов сослался на события в Сирии, Украине, а также на деятельность организации "Гринпис" в Арктике. "Время реакции на переход от политико-дипломатических мер к применению военной силы максимально сократилось. Решения на создание, применение и обеспечение группировок войск принимаются в реальном масштабе времени. При этом военные действия смещаются в информационное и космическое пространство", - заявил начальник Генштаба.
Чтобы перевести страну в случае необходимости на жизнь в условиях военного времени, в оборонном ведомстве подготовили комплекс мер, в том числе, по стратегическому сдерживанию. Герасимов уточнил, что в их основу положены политико-дипломатические и внешнеэкономические меры, которые тесно взаимосвязаны с военными, информационными и другими. В целом вся эта работа направлена, цитируем, "на формирование у потенциальных агрессоров убеждения в бесперспективности любых форм давления на Российскую Федерацию и ее союзников".
При планировании мероприятий стратегического сдерживания Генеральный штаб опирался на межведомственное взаимодействие. Намеченные шаги перечислены в Плане обороны страны. Во время его подготовки стала очевидной необходимость четкой регламентации совместной деятельности федеральных органов исполнительной власти. Для этого в Генштабе отредактировали Положение о военном планировании в РФ. Теперь там сказано, как нужно готовить План обороны страны, составлен перечень входящих в него документов, названы органы государственного и военного управления, отвечающие за разработку соответствующих нормативно-правовых актов.
Такой План Генштаб составил вместе с заинтересованными министерствами и ведомствами, и в январе прошлого года его утвердил президент РФ.
- Все действия войск спланированы в соответствии с основополагающими уставными документами Вооруженных сил. Они были переработаны за несколько лет и введены в действие в 2013 году, - напомнил Герасимов. - В них, с учетом изменений в характере военных конфликтов, определены основы применения межвидовых и коалиционных группировок войск. Генеральным штабом совместно с ФСБ, МВД и МЧС России начата работа по подготовке документов, регламентирующих применение разноведомственных группировок войск, которые на сегодняшний день отсутствуют.
Необходимость этой работы, в том числе, подсказали совместные действия различных госструктур на учениях и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Они подтвердили, что существующие системы управления федеральных органов исполнительной власти, участвующие в обороне, недостаточно сопрягаются между собой. "Это вынуждает нас по-новому посмотреть на организацию и порядок управления разноведомственными группировками войск и сил. Требуется координация развития систем управления другими войсками, воинскими формированиями и специальными формированиями, создаваемыми на военное время", - не скрывал Герасимов. - Для решения этих задач необходима интеграция систем управления Вооруженных сил и федеральных органов исполнительной власти, участвующих в обороне, в единую систему государственного и военного управления. При этом целесообразно максимально использовать потенциал объектов инфраструктуры этих систем и наращивания их возможностей".
Важным шагом в создании эффективной системы управления генерал назвал инициативу министра обороны по формированию Национального центра управления обороной РФ. Напомним, что 20 января Сергей Шойгу на Фрунзенской набережной Москвы заложил памятный камень в фундамент одного из зданий будущего Национального центра обороны. По словам Валерия Герасимова, одновременно с этой стройкой уже ведется разработка программно-аппаратного комплекса.
- С вводом Национального центра в эксплуатацию мы получим единую систему управления всей военной организацией РФ. Это позволит в реальном масштабе времени получать и анализировать информацию, готовить обоснованные предложения для принятия решений руководством страны по реагированию на кризисные ситуации в стране и за рубежом, - подчеркнул начальник Генштаба.