На УАЗе введут режим неполного рабочего времени

Ульяновский автозавод с февраля до конца мая перейдет в режим неполного рабочего времени. Об этом руководство предприятия проинформировало городской центр занятости. Как уточнили на УАЗе, этот шаг вынужденный: на заводе хотят обойтись "малой кровью" и по максимуму сохранить коллектив.

В конце прошлого года на УАЗе объявили о возможном высвобождении более 1100 (из восьми тысяч) сотрудников. Связано это было с падением годового объема производства: вместо ожидаемого 10-процентного роста и выпуска около 70 тысяч автомобилей, в 2013 году произошел спад. Ульяновцы произвели 63 тысячи внедорожников (в 2012-ом - 68 тысяч). "Критической" точкой, после которой на предприятии планировали сократить сотрудников, называлось падение объемов на 15 процентов.

Пока до массовых сокращений не дошло. На сегодняшний день коллектив градообразующего предприятия уменьшился не на 1115, а на 200 человек. Часть из них, как уточнили на УАЗе, ушла на пенсию, часть - по собственному желанию. Остальные попали под сокращение. Таким образом, сэкономить в кризисную пору руководство предприятия решило другим способом.

- Чтобы не останавливать конвейер и не переходить на четырехдневку, принято решение ввести режим неполного рабочего времени. На предприятии сохранится пятидневная рабочая неделя, но в конце месяца сотрудники уйдут на неделю в отпуск за свой счет. Это позволит сократить затраты и не потерять работников, - пояснили корреспонденту "РГ" на УАЗе.

Более-менее удержаться на плаву автозаводу помогли внедорожники семейства "Патриот". Объем их продаж на внешнем рынке вырос, по сравнению с 2012 годом, на 25 процентов; пикапов ульяновцы продали больше на семь процентов. Экспорт продукции предприятия в целом вырос почти на 40 процентов: в 2013 году примерно шестая часть произведенных уазиков отправилась в 20 стран мира.

Общее же снижение объемов продаж UAZ Patriot составило пять процентов (продажи пикапов, напротив, подросли на девять процентов). Намного хуже продавались автомобили старого модельного ряда, "Хантеры", коммерческие модели.

- За исключением модели Patriot, пожалуй, вся линейка марки УАЗ является устаревшей. Соответственно, рассчитывать на увеличение спроса на продукцию компании, тем более в нынешних условиях падающего рынка, не приходится, - считает ведущий аналитик агентства "АВТОСТАТ" Азат Тимерханов. - То, что на предприятии происходят сокращения, не должно удивлять. Они вполне соответствуют нынешней ситуации и поэтому логичны: падает рынок, сокращаются объемы производства, возникает необходимость оптимизации численности. Отечественные предприятия, особенно те, что работают еще с советских времен, более этому подвержены. Они имеют высокую численность персонала, которая в условиях современного автопрома не является оптимальной. К примеру, у ведущих иностранных автопроизводителей на одного сотрудника приходится не менее 20 выпущенных легковых автомобилей. А у российских этот показатель, как минимум, вдвое меньше.

Эксперт полагает, что говорить о скором исчезновении отечественных марок не стоит, но тренд снижения их рыночной доли в пользу иномарок продолжится. Один из вариантов развития автопрома - симбиоз отечественного и иностранного. Так, например, после 2015 года в Ульяновске планируют начать выпуск внедорожника УАЗ на новой платформе, которая предполагает применение несущего кузова вместо использовавшейся ранее рамной схемы. При этом, рассматривается возможность совместной разработки платформы с иностранным автопроизводителем, либо лицензионного производства. В числе потенциальных партнеров называется корейский производитель внедорожников SsangYong.

Планы на нынешний год на УАЗе озвучивать пока не торопятся: "Если останемся на уровне 2013-го - уже хорошо". Предприятие немного "подкрепят" госзаказом: Министерство внутренних дел РФ подтвердило заказ на приобретение в 2014 году 1873 внедорожников и 703 спецавтомобилей для органов внутренних дел и внутренних войск МВД. Объем небольшой, но в нынешних условиях явно нелишний: с 2011 по 2013 год федеральное ведомство приобрело 7835 уазиков.

На автозаводе продолжают модернизировать промплощадку: до конца корпоративного отпуска, который завершится 1 февраля, здесь должны обновить окрасочный комплекс и ввести оборудование для катафорезного грунтования. Оно, как обещают на предприятии, в восемь раз улучшит коррозионную стойкость кузова. Поможет ли это ульяновцам укрепить позиции на рынке, станет ясно уже в ближайшее время.