"РГ" собрала шесть культурных феноменов блокадного Ленинграда

В Северной столице 27 января отмечается 70-я годовщина полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады. "РГ" выбрала шесть самых значимых культурных событий, произошедших в городе за 900 трагических дней.

Вражеское кольцо сомкнулось вокруг города 8 сентября 1941 года. Ленинград перешел на осадное положение. Очень скоро почувствовалась нехватка продовольствия, зимой встали трамваи, в квартирах отключилось электричество. Но город жил, в том числе - музыкальной и театральной жизнью. Назло врагу в осажденном городе звучали знаменитая Ленинградская симфония Шостаковича и стихи Ольги Берггольц.

"Летучая мышь" под бомбами

В зловещий день 8 сентября в Театре музыкальной комедии давали "Летучую мышь". Коллектив не был эвакуирован и вплоть до января 1942 года выступал с регулярными спектаклями. Лишь 25 января в театр, где выступал коллектив музкомедии, перестала поступать электроэнергия. Работу пришлось прекратить. Группу артистов направили в район ладожской Дороги жизни - поближе к месту доставки продовольствия. Но уже 4 марта спектаклем "Сильва" театр музкомедии возобновил работу. Зал почти полностью заполнялся зрителями дважды в день.

Первый блокадный

14 сентября 1941 года в Большом зале Филармонии прошел первый блокадный концерт. Участвовали артисты оперы, оперетты, балета, драмы, музыканты-инструменталисты. Вскоре филармонические концерты стали проходить регулярно. А 17 сентября по радио выступил Дмитрий Шостакович. Он сказал, что окончил две части Седьмой симфонии, подчеркнул, что "опасность, грозящая Ленинграду, не оборвала его полнокровной жизни".

Наш привет "туманному Альбиону"

28 сентября в Ленинграде прозвучал, пожалуй, самый необычный концерт за всю блокадную пору. После значительного перерыва собрался Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета. Днем репетировали, а ночью в эфире прозвучал концерт…для Англии. После этого оркестр стал уже регулярно выступать на сцене филармонии. Эти выступления прекратились лишь в декабре 1941 года, в самую страшную блокадную зиму. Но уже 30 марта 1942 года прошла первая репетиция возрождаемого Большого симфонического оркестра Радиокомитета. Откликаясь на объявление по радио, коллектив пополнили новые музыканты. Оркестранты имели дополнительное питание в специальной столовой.

Седьмая, Ленинградская

2 июля "Ленинградская правда" сообщила о доставленной с Урала в Ленинград самолетом партитуре Седьмой (Ленинградской) симфонии Дмитрия Шостаковича и о предстоящем ее исполнении. Сама премьера этой симфонии, получившая всемирный резонанс, состоялась 9 мая 1942 года в Филармонии. Она транслировалась по радио и бессмертную музыку Шостаковича слушали жители города и бойцы на фронте.

Премьера блокадной комедии

7 ноября 1942 года в театре музыкальной комедии прошла премьера героической комедии "Раскинулось море широко", которая стала самым популярным спектаклем в репертуаре этого коллектива. Музыку написала группа композиторов, сформированная при Доме Военно-морского Флота.

А уже 8 ноября в городе возродилось оперное пение. Премьерой стал бессмертный "Евгений Онегин" Чайковского.

Голос жизни, голос победы

Великая поэтесса Ольга Федоровна Берггольц осталась в осажденном Ленинграде, работала на радио, почти ежедневно обращаясь к мужеству жителей города. Её муж, литературовед Н. Молчанов, умер от голода. Ежедневно она поддерживала жителей города словами, стихами. Каждый блокадный год 31 декабря именно Ольга Берггольц выступала по ленинградскому радио с новогодними поздравлениями, вселявшими уверенность в победе.

31 декабря 1943 года Ольга Берггольц говорила: Сегодня мы будем встречать тысяча девятьсот сорок четвёртый год. Это третья военная новогодняя встреча. Это очень много. Если бы нам тогда (в первую новогоднюю ночь) сказали, что мы ещё два раза встретим Новый год в блокаде, то мы бы пришли в ужас. Но сами своих сил не знали, а оказалось, что силы у нас неисчерпаемы. И вот - пожалуйста: встречаем в осаде третий Новый год, правда, совсем иначе, чем, два года назад, но всё же… Но уже четвёртый Новый год мы таким образом встречать не будем! Довольно, хватит! И уже теперь это не просто вера в победу, а спокойное знание сроков."

Поэтесса была права. Через 27 дней Ленинград был полностью освобожден от фашисткой блокады.