Новости

29.01.2014 00:24
Рубрика: Экономика
Проект: Авто

Маршруткам прописали ГЛОНАСС

Автолюбителей не будут штрафовать за отсутствие спецнавигаторов
Минтранс намерен поделиться с коллегами по Таможенному союзу секретами государственной автоматизированной информационной системы, которая обеспечивает безопасность на автодорогах России (ЭРА-ГЛОНАСС). Когда это произойдет? И какие именно машины уже в этом году не выпустят на наши трассы без такой аппаратуры, в интервью "РГ" рассказал замминистра транспорта Алексей Цыденов.

Когда аппаратами  "ЭРА-ГЛОНАСС" должны оборудовать все авто и планируется ли наказывать водителей за их отсутствие?

Алексей Цыденов: С января  2017 года система в обязательном порядке будет устанавливаться на все  выпускаемые в обращениетранспортные средства на территории России и Таможенного союза. Что касается машин, которые уже сейчас ездят по дорогам, то на личные авто ее устанавливать никто обязывать не будет, но по собственному желанию оборудование  можно вмонтировать  в специальных сервисных центрах.

А вот для коммерческой перевозки пассажиров, опасных грузов, твердых бытовых отходов и мусора (мусоровозы), машины должны сходить с конвейера с ГЛОНАСС в Таможенном союзе уже с 1 января 2016 года.

Много заявлений, что система "ЭРА-ГЛОНАСС" готова к внедрению. В этом году она заработает?

Алексей Цыденов: Система  развернута и работает на всей  территории России. Это показывают  многочисленные испытания, проведенные в 2013 и продолжающиеся сейчас.

А за счет чего планируется развивать и поддерживать в рабочем состоянии систему?

Алексей Цыденов:  Согласен, важнейший вопрос - вопрос финансирования в том числе и передачи и обработки экстренного вызова в системе "ЭРА-ГЛОНАСС". Цена эксплуатации  - несколько сот миллионов рублей в год.

Сегодня рассматриваются два возможных варианта. Первый - действовать по аналогии с другими государственными информационными системами, например, ГАС "Выборы". В этом случае оператор системы определяется из числа госпредприятий, а все расходы идут из федерального бюджета.

Второй вариант - задействовать Некоммерческое партнерство "ГЛОНАСС", которое, с одной стороны, является единственным исполнителем государственного контракта по созданию и внедрению системы "ЭРА-ГЛОНАСС", а, с другой, объединяет основных российских участников рынка навигационно-информационных услуг. Суть предложения в привлечении частного инвестора (оператора), который сможет использовать возможности системы в интересах сервис-провайдеров услуг, востребованных автомобилистами и бизнесом: состояние дорог, где пробки, где можно добраться свободно, снижение рисков угона машины, страховая телематики. По оценкам экспертов, это позволит уже в первые годы значительно снизить расходы бюджета, а в перспективе, выйти и на самоокупаемость. Одновременно снимаются инфраструктурные барьеры для быстрого развития нового высокотехнологичного рынка: российские сервис-провайдеры получат возможность использовать готовую современную и действующую на всей территории страны инфраструктуру. При этом требования к самой социально-значимой услуге "ЭРА-ГЛОНАСС" - надежность, доступность и бесплатность, останутся без изменений.

Для выполнения  каких задач можно еще использовать эту систему?

Алексей Цыденов: Можно ее использовать еще по нескольким направлениям.

Например, мы предлагаем регионам, органам местного самоуправления использовать инфраструктуру "ЭРА-ГЛОНАСС" при создании региональных и муниципальных навигационно-информационных систем: мониторинга и диспетчеризации пассажирского транспорта, школьных автобусов, машин скорой помощи, транспорта ЖКХ. Целевые программы по созданию таких систем приняты уже более чем в 60 субъектах. Для поддержки их реализации в 2013-2014 годах выделены субсидии из федерального бюджета - более двух миллиардов рублей. Есть серьезные наработки по использованию "ЭРА-ГЛОНАСС" при создании систем тахографического контроля (контроля режимов труда и отдыха водителей), систем платности для большегрузного транспорта, интеллектуальных транспортных систем, систем платности дорог.

В Таможенном союзе уже готовятся к ее внедрению с 2015 года?

Алексей Цыденов: Да, уже приняты необходимые изменения в Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств". Системы экстренного реагирования при авариях создаются по аналогу российской "ЭРА-ГЛОНАСС"  на территории Республики Беларусь (ЭРА-РБ) и Республики Казахстан (ЭВАК).

Мы предлагаем, чтобы они строились с использованием готовых решений российской системы. Это позволит нашим партнерам существенно сэкономить и ускорить реализацию своих проектов. С учетом того, что "ЭРА-ГЛОНАСС" гармонизирована с аналогичной системой стран Европейского союза eCall (она должна вступить в строй в 2015 году), мы по факту создадим единое пространство безопасности на дорогах от Атлантического океана до Тихого, где автомобилистам любой из наших стран будет гарантирована помощь в случае ДТП.

Справка "РГ"

"ЭРА-ГЛОНАСС" - это государственная автоматизированная информационная система. Ее главная цель обеспечить нашу с вами безопасность на дороге, в первую очередь, в случае ДТП. Для этого используются самые современные технологии: спутниковая навигация, мобильная связь, геоинформационные сервисы, микроэлектроника. С их помощью решается главная задача-сформировать и передать экстренный вызов от автомобиля до системы-112 и других служб помощи - 01, 02, 03.

Принцип работы прост. В автомобиль устанавливается (как правило, на заводском конвейере) специализированное навигационно-связное устройство, которое регистрируется в системе "ЭРА-ГЛОНАСС". С помощью этого устройства автоматически (при ДТП) или после нажатия в автомобиле специальной кнопки (в случае какой-либо нештатной ситуации на дороге) информация о координатах транспортного средства, времени и характере аварии по каналам мобильной связи передается в центры системы "ЭРА-ГЛОНАСС".

После отсеивания "ложных вызовов" (для этого может использоваться обратный голосовой вызов) данные уже в виде готовой "карточки происшествия" поступают в систему-112 и в экстренные оперативные службы, которые и оказывают необходимую помощь. Точные координаты автомобиля определяются также автоматически по сигналам спутниковой навигации. При этом для повышения надежности используются сигналы спутниковой системы ГЛОНАСС.

Подписка на первое полугодие 2017 года
Спроси на своем избирательном участке