28.01.2014 00:45
Рубрика: Дороги

Будем пересчитывать

Стоимость всех мегапроектов проверят независимые аудиторы
В феврале власти намерены определить, не завышена ли стоимость проектов по прокладке железных дорог и автотрасс, которые будут финансировать из Фонда национального благосостояния. Речь идет о таких масштабных планах, как расшивка узких участков на БАМе, Транссибе и о строительстве ЦКАД.

Сейчас уже дефицит провозной способности и по линии Западная Сибирь, Кузбасский полигон составляет примерно 20 миллионов тонн. Государство, главный владелец РЖД, готово рассмотреть возможность приобретения на средства ФНБ привилегированных акций компании и таким образом вложить деньги в проект Восточного железнодорожного полигона. Одновременно оно намерено снизить риски завышения стоимости проектов.

До сего дня основным инструментом, который определял стоимость работ при реализации госинвестиций, были заключения госэкспертизы. Теперь к делу привлекут независимый аудит, рассказал министр Открытого правительства Михаил Абызов. Поручение правительства уже есть. Результаты аудита по БАМу, Транссибу и ЦКАД будут утверждать в феврале, уточнил Абызов.

Также планируется проанализировать инвестпрограммы Россетей и Федеральной сетевой компании (ФСК). "В первую очередь мы будет концентрироваться на проектах, финансируемых из Фонда национального благосостояния", - обещал министр. Об энергетиках вспомнили не случайно, ведь уже намечено, что БАМ и Транссиб будут электрифицировать и для этого планируется привлечь деньги ФНБ. Пока же на большей части участков этих дорог работают тепловозы. И перевозка пассажиров в пригородных поездах здесь убыточна из-за дорогой локомотивной тяги. Как, впрочем, и другие перевозки.

Опыт проведения технологического и ценового аудитов у правительства уже есть. В прошлом году по поручению президента были проведены работы по оценке ивестпрограмм "РусГидро" и "Автодора", напомнил Михаил Абызов, отвечая на вопрос "РГ". Совокупные затраты на ценовой и технологический аудит, а также на строительный контроль проекта не должны превышать двух процентов от сметной стоимости. "Для себя мы установили такую планку", - отметил министр. В Европе она не превышает 3,5 процента. За счет глубокого экспертного анализа альтернатив и развилок инвестпроектов, выбора оптимальных технических решений затраты могут быть существенно оптимизированы, отметил Абызов. По некоторым направлениям снижение стоимости может составить 20-25 процентов от начальной заявленной цены проекта, считает министр.

"Уникальность наших подходов по технологическому и ценовому аудиту в том, что работа планируется не только на этапе анализа проекта, но и проведения строительных работ. Аудиторское сопровождение будет дополнено на этапе строительства функциями строительного контроля и банковского сопровождения. Это позволит контролировать сметную стоимость строительства, когда уже перейдем от проектирования к реализации проектов", - уточнил министр, отвечая на вопрос "РГ".

Окупаемость проектов для госкомпаний долгосрочная. Но по расшивке узких мест на железной дороге экономическая эффективность для государства примерно 17 лет. Очень хороший показатель, считает Абызов. Что позволяет сделать инвестпроекты более эффективными и для РЖД. Возможны даже налоговые льготы. Но это предмет отдельного обсуждения, подчеркнул министр.