29.01.2014 11:48
    Поделиться

    Теплые зимы не ослабили спрос на традиционные ярославские валенки

    Несмотря на капризы погоды и моды, валяльный промысел продолжает жить и развиваться. Новинки валенок всех цветов и фасонов появляются в продаже регулярно, да и на традиционные валяные сапоги, как выяснилось, спрос стабилен. При этом даже самые "гламурные" экземпляры этой обуви и сегодня делают, по сути, по прадедовской технологии и во многом вручную.

     Чтобы увидеть этот процесс воочию, корреспондент "РГ" отправилась на ярославскую фабрику валяной обуви, которая спасает ноги россиян от морозов уже ни много ни мало 110 лет.

    Вообще же местному валяльному промыслу - почти три сотни лет. Одним из его центров губерния стала в середине XVIII века - благодаря тому, что в Романово-Борисоглебском уезде (ныне Тутаевский район) была выведена знаменитая романовская порода овец. Ее шерсть считается лучшим сырьем, поскольку обладает повышенной валкоспособностью - отлично уплотняется и сваливается.

    С тех пор и романовская овца едва не исчезла, и ярославская фабрика пережила процедуру банкротства. Однако производство в регионе удалось сохранить: предприятие обрело новых хозяев, подстроилось под современные запросы, и сегодня 300 работников выдают на-гора 600-700 тысяч пар валенок в год, которыми торгуют по всей стране.

    Репейник не пройдет

    С заместителем главного инженера по производству Татьяной Кирилловой идем в фабричную лабораторию. Именно здесь решают, из какой шерсти стоит валять валенки, а какую лучше вернуть поставщику, и здесь же проверяют качество готовой продукции. В момент нашего прихода сотрудницы лаборатории как раз "потрошили" взятый на анализ килограмм недавно завезенной шерсти: ее берут небольшим частями, разминают в руках, теребят. В результате на специальный поддон периодически сыплются какие-то соринки и посторонние комочки. Пакет с шерстью был еще почти полный, а на поддоне уже образовались две солидные кучки с веточками, соломинками, репьем.

    - Чтобы в производство пошло нормальное сырье, мы его проверяем на содержание растительных примесей, пыли, жира, влаги, - объясняет Татьяна Кириллова и показывает на кучку мусора. - Вот, органические примеси. Они выпадают, когда шерсть проходит через чесальную машину. А это - репей, его машина только раздробит, но не выбросит, и при попадании в валенок он будет колоть ногу, что, конечно, недопустимо. Поэтому такую шерсть будем браковать, как несоответствующую ГОСТу.

    Не подошедшее лаборантам сырье отправляется в обратную дорогу, а одобренное - на приготовительный участок.

    Мягкая и пушистая

    ...Густой запах шерсти в этом цехе сразу ударяет в нос. Помещение заставлено огромными кипами с тем, что сострижено с овечьих боков в Узбекистане, Казахстане, российских регионах. Овец, объясняют здесь, стригут два раза в год - весной и осенью. Весенняя шерсть длиннее, но грязнее, потому что животные зимой стоят в стойлах, осенняя - короче, зато чище. Но в любом случае поставщик обязан всю шерсть перед отправкой вымыть. Кстати, раньше для этого практиковали оригинальный способ: животных прогоняли через реку, сушили и только потом стригли, из-за чего эта шерсть называлась прогонной. Сейчас состриженные овечьи шубы моют и дезинфицируют в специальных устройствах.

    Чтобы будущее шерстяное "тесто" легко свалялось в валенок, его готовят по специальной рецептуре: в определенных пропорциях смешивают осеннюю и весеннюю шерсть разных пород овец. После чего отправляют это месиво в огромные щипальные машины. Оттуда шерсть выходит мягкой и пушистой (а иногда еще белой и пушистой, если ей предстоит воплотиться в белые валенки) и оправляется в цех так называемого основообразования, причем на пару мужских валенок уходит примерно два с половиной килограмма сырья.

    Настоящие валенки бесшовны и монолитны - это их главное преимущество как обуви для зимы

    Здесь эта мягкая шерсть навивается на металлический конус, на который предварительно надет тканевый чехол, и в этот момент на первый план в непростом валяльном деле выходят... руки и интуиция. Работница (увы, это ремесло стало почти женским) на глаз определяет, сколько шерсти надо навить на конус для каждого размера валенка, снимает с машины получившийся "кокон" и отправляет его под пресс, нижняя плита которого нагрета до 100 градусов.

    В клубах пара

    Получившаяся длинная шерстяная "лепешка" переходит под опеку другой мастерицы, которая должна придать ей форму плоского сапога, сильно вытянув носок и сформировав стопу. А кроме того, нижняя часть валенка для ее утолщения обматывается специальными войлочными пластами - эта операция называется зароской, от слова "заращивать". Потом все это снова уплотняется с помощью горячего пресса и воды и отправляется на расправку. То есть из валенка вынимается чехол и будущий шерстяной сапог "насаживается" на растяжной станок, который должен разгладить все складки, образовавшиеся внутри заготовки. Кстати, эта операция в процессе "приготовления" повторяется несколько раз.

    ...В цехе жарко, влажно, шумно... Женщины работают быстро, даже стремительно: более узкий конец лежащей на столе "лепешки" загибается и вытягивается в сторону и тут же укутывается со всех сторон шерстяной ватой, как здесь называют войлочные лоскуты. На один валенок уходит пара минут, и возле каждой работницы очень быстро образуется внушительная стопка огромных, пока неуклюжих, плоских полуфабрикатов. Валенками эти заготовки станут лишь после так называемой валки, то есть стирки в нескольких водах.

    Сначала будущий валенок 10 минут полощется в холодной воде с добавлением серной кислоты, после чего обязательно опять расправляется, затем на 20-25 минут погружается в воду температурой 55 градусов. Последняя банная процедура проходит в 80-градусной воде и длится сорок минут.

    Из-за клубов пара в цехе валки людей заметишь не сразу. Здесь то ли баня для валенок, то ли прачечная. У каждой "стиральной машины" (она называется молотовой) - горы мокрых и мятых войлочных сапог. Даже выкупанные единожды, они приобретают вполне реальные очертания, а уж после всех этапов валки недавняя заготовка уменьшается в размерах почти в два раза, в обмен приобретая плотность, которая не даст ноге замерзнуть даже в самые лютые холода. После троекратного купания валяные сапоги распаривают горячим паром и надевают на подходящие по размеру колодки, на которых при температуре в сто градусов они сохнут двенадцать часов, обретая в итоге свою классическую форму. Все, спустя примерно сутки после начала работы валенок готов.

    В следующем цехе его "побреют", то есть уберут с поверхности рубцы и длинный ворс, причешут-пригладят, подберут к нему пару по размеру, подъему и цвету, обрежут голенища до нужной длины, пришьют оба валенка друг к другу, чтобы не потерялись, и - можно отправлять в магазин.

    Однако в своем первозданном виде к покупателю ныне уезжает лишь небольшая доля валенок - большинство переживают еще один, а то и несколько этапов усовершенствования. К ним приделывают резиновые или более легкие полиуретановые подошвы, чтобы не промокали в оттепель, их украшают тесьмой, вышивкой, аппликацией, мехом и прочими "гламурными" штучками, а могут и вовсе перекрасить в зеленый, фиолетовый и любой другой цвет. Впрочем, совсем уж экстравагантные варианты, как правило, делают на заказ.

    Кстати

    Валенки - один из немногих предметов, которые пока не делают в Китае. Все, что они именуют валенками, шьется из войлока, то есть имеет швы (так называемые мостики холода), в то время как настоящие валенки бесшовны и монолитны - это их главное преимущество как обуви для зимы.

    Поделиться