Как признавался в 1983 году великий советский тренер Анатолий Тарасов, "за годы, проведенные в хоккее, он не видел более сильной тройки нападения в истории". Любопытно еще одно высказывание о Крутове Тарасова, который вырастил таких великих игроков, как Анатолий Фирсов и Валерий Харламов. "Крутов - сильнейший форвард в истории нашего хоккея, - ни много ни мало заключил Анатолий Тарасов. - Неожиданная и поразительно рациональная обводка. Все как будто делает открыто просто, вроде бы никакой хитрости, но остановить его невозможно. Думаю, отчасти и потому, что действия основаны на высочайшем мужестве и характере. Крутов опережает всех на несколько лет".
Владимир Крутов в КЛМ, может быть, и не мог похвастаться видением игры на несколько ходов вперед, как у Ларионова, или изящной техникой Макарова. Он ценился как игрок с характером, который не боялся единоборств на любом участке поля. Его, настоящего бойца на льду, Вячеслав Фетисов однажды назвал "маленький танк". Первая пятерка ЦСКА и сборной - "КЛМ плюс защитники Вячеслав Фетисов и Алексей Касатонов" стала неразлучна на льду и в жизни, как пять пальцев на руке. Бомбардир Макаров был ответственным за контроль шайбы и часто начинал первым из нападающих атаку, минуя синюю линию. Распасовщик Ларионов заботился, чтобы делать искусные пасы в зоне противника, а Крутов часто завершал комбинации в непосредственной близости от ворот. Когда кто-то из них получал травму, новичок, поставленный в эту тройку, так и не мог вписаться в нее - настолько у этих партнеров по КЛМ были непредсказуемы ходы, которые словно делались шестым чувством.
В отличие от своих товарищей по КЛМ, уроженца Воскресенска Игоря Ларионова и челябинца Сергея Макарова, детство Володи Крутова прошло в центре Москвы. Он был зачислен в хоккейную школу ЦСКА, где стал быстро прогрессировать. В 19 лет он стал основным игроком звездного ЦСКА.
В начале 1980 года Крутов блеснул на молодежном чемпионате мира в Финляндии. Он регулярно попадал в первые пятерки "Всех Звезд" - на юниорских и молодежных чемпионатах мира. В возрасте 19 лет получил приглашение от Виктора Тихонова дебютировать в составе сборной СССР на зимних Олимпийских играх в Лейк-Плэсиде.
На Олимпиаде в США он играл в звене с Александром Мальцевым и Юрием Лебедевым. Это звено, формально выходившее на лед последним, добилось уникального показателя: в своих микроматчах победило соперников с общим счетом 18-0.
После того, как в 1981 году в ЦСКА и сборной произошла смена поколений - ушли прославленные ветераны, тренер Виктор Тихонов объединил в первом звене с Сергеем Макаровым Крутова, Ларионова, которые были друзьями еще по юниорской сборной. Владимир к тому времени окреп физически, был прямым и откровенным человеком, который мог постоять за себя на ледовой площадке и за ее пределами.
Про Крутова говорили глаза - пронзительные и печальные. Анатолий Тарасов, культовая фигура советского хоккея, не скрывал своего восхищения Крутовым, его любимцем в новом поколении советских хоккеистов: "Он никогда никому не жаловался, хотя получал на льду больше ударов и тычков, чем остальные. О том, что он пережил, пожалуй, говорили в этот момент только его глаза". Однажды в одной из игр на Кубок Канады, где советской сборной противостояли профессионалы из НХЛ, Владимира Крутова бросили на борт с такой силой, что со льда его смогли унести только на носилках. Казалось, повреждение оставит его без игры минимум на несколько недель. Но уже в следующем матче Крутов был в строю и отметился заброшенной шайбой. После ухода с большого льда Владимир Крутов бросил фразу про нагрузки, которые ему пришлось испытать, в частности, про изнуряющие тренировки Тихонова: "Я не думаю, что воспоминания о тех днях могут принести удовлетворение. Хотя без этой практики не было бы многих побед нашего хоккея. Нынешнее поколение не представляет себе, как это - так истово тренироваться, [...] в наше время мы оставляли все силы на льду и после игры, было хорошо, если вы не упали в обморок".
На вечере памяти погибшего в августе 1981 года Валерия Харламова, устроенном, когда сборная СССР вернулась с победного для нее Кубка Канады, Владимир Крутов подбежал к отцу Харламова Борису Сергеевичу и сказал сквозь слезы: "Я виноват, если бы я остался в больнице еще на один день, Валерий поехал бы в Канаду! Но они послали меня вместо него!". Отец Харламова как мог утешал молодого хоккеиста. Несмотря на несколько лет, проведенных в ЦСКА и разницу в возрасте - Харламов был старше Крутова на 12 лет, два таланта быстро сдружились. "Наверное, потому, что оба - добрые, бесхитростные, исключительно порядочные. Валерка был ему как старший брат. Мы дружили семьями, отдыхали на их даче", - признавалась в интервью "Спорт-Экспрессу" вдова хоккеиста Нина Крутова.
Владимир Крутов признавался лучшим нападающим молодежных чемпионатов мира 1979 и 1980 годов, лучшим нападающим чемпионатов мира 1986 и 1987 годов, лучшим хоккеистом СССР 1987 года. В чемпионатах СССР провел 439 матчей, забил 288 голов. Он является обладателем уникального достижения: в составе ЦСКА победил во всех чемпионатах СССР (11), в которых принимал участие.
Чемпион Олимпийских игр (1984 и 1988). Чемпион мира (1981, 1982, 1983, 1986, 1989, 1990), второй призер ЧМ 1987 года, третий - 1985 года. Обладатель Кубка Канады 1981 года. Свою карьеру в сборной СССР он закончил на высокой ноте: в 1988 году стал лучшим бомбардиром Олимпиады в Калгари.
Вырвавшись из тисков советской системы, Крутов, как и его партнеры по тройке, уехал искать счастья за океан, в "Ванкувер кэнакс". Но заокеанский этап жизни не увенчался успехом. В НХЛ бомбардир провел только один сезон. Если его друг Игорь Ларионов благодаря четко подобранной диете за 26 лет хоккейной карьеры не прибавил ни одного лишнего килограмма, Владимир Крутов на жирной фаст-фудовской кухне стал быстро полнеть. В "Ванкувере", взяв в союзники местных журналистов, писавших о лишнем весе советской звезды, не стали продлевать контракт с нападающим, который в 61 проведенной игре в НХЛ набрал 34 результативных балла по системе гол плюс пас. Он попытал счастья в Швейцарии, но также без особого успеха. Последний хоккейный сезон 1995-1996 годов он провел во второй шведской лиге за скромный клуб "Брунфло". Он так и не привык к жизни за границей.
Время 1990-х, в котором не нашлось место романтике, больно ударило по Крутову, который не привык просить и прокладывать карьерный путь локтями вперед. Крутов вернулся в альтернативный тихоновскому клубу ХК ЦСКА в качестве помощника главного тренера, прежде чем принять на себя бразды правления командой в 2001 году. Легендарный клуб был спасен от вылета в последний момент путем объединения двух армейских команд. Тогда Крутов и поставил крест на своей карьере тренера. Старый друг Вячеслав Фетисов взял его на административную работу в Федеральное агентство по физической культуре и спорту. Административная работа способствовала тому, что Крутов поддерживал контакты с миром хоккея. Он успел поработать директором Государственной школы высшего спортивного мастерства - Центра подготовки сборных юношеских, юниорских и молодежных команд России. 23 мая 2010 года Владимир Крутов последним из легендарной пятерки был принят в Зал славы ИИХФ.
"У меня ощущение, что последние годы Володя не жил - мучился. Его угнетали несправедливость, жестокосердие. Мне и батюшка толковал о том же после похорон: "Я видел Владимира Крутова незадолго до смерти по телевизору. У него были добрые, искренние, но очень усталые глаза. По-моему, он просто устал жить", - признавалась вдова хоккеиста Нина Крутова в интервью "Спорт-экспрессу" через несколько месяцев после смерти мужа.
Его жизнь закончилась, как и его блестящая карьера - внезапно и преждевременно, всего в 52 года. Владимир Крутов умер 6 июня 2012 года в результате желудочного кровотечения. Похоронен на Новолужинском кладбище в Химках под Москвой.