Почему сонаты Шуберта стали востребованы через 100 лет после его смерти

31 января 1797 году в пригороде Вены родился Франц Шуберт, которому суждено было стать первым великим композитором-романтиком. Основную часть его музыкального наследия составляют песни - Шуберт первым поднял на невиданную высоту этот жанр, прежде считавшийся второстепенным. Песенные темы нашли отражение и в произведениях крупной формы - в сонатах композитора, которые, несмотря на все достоинства и авторские находки, с трудом пробивали себе путь на концертную эстраду.
Не по стилю

Шуберт сочинял фортепианные сонаты начиная с 1815 года. 15 из них были закончены, и все они, подобно песням композитора, изобиловали лирическими эпизодами и моментами задумчивого созерцания. Тем не менее, они не встали в один ряд с сонатами Бетховена, Шопена, Листа. Произведения Шуберта отличались от них и по стилю, и по форме - виртуозно-концертная музыка XIX века не предполагала господства песенных лирических тем и рыхлости композиции. Поэтому при жизни композитора его сонаты оставались невостребованными и непонятыми.

Восставшие из мертвых

В последние месяцы жизни Шуберт написал три фортепианные сонаты - D958-D960. Они не повторили судьбу своих предшественниц, изменив отношение критиков к сонатному циклу композитора. Правда, на это потребовалось около ста лет.

Последние сонаты Шуберта объединяют в трилогию - композитор писал их параллельно и хотел издать их вместе, но не успел. В 1828 году Шуберт скончался от брюшного тифа, а рукописи так и остались у издателя, который не спешил публиковать их. Только спустя 10 лет после смерти композитора три его последние сонаты были изданы.

Отношение коллег Шуберта к буквально вернувшимся с того света произведениям, никому до селе неизвестным, было противоречивым. Шуман говорил о "чрезмерной простоте идеи" в шубертовских сонатах. При этом он восторгался их звучанием: "Он находит звуки для тончайших чувств и мыслей, даже для происшествий и житейских обстоятельств. Сколь многообразны человеческие мечты и страданья, столь же неисчерпаема и музыка Шуберта". Композитор также предвидел будущую высокую оценку сонат, говоря: "Чтобы подробно разъяснить на какую высоту мы ставим его произведения, понадобились бы книги, для которых, быть может, придет еще время" .

С почтением и трепетом отнесся к сонатам Шуберта Брамс, который интересовался открытием и изданием неизвестных опусов композитора. Брамс сам исполнял сонаты Шуберта и давал им весьма позитивную оценку. Восторгался ими и Рубинштейн, замечая при этом, что, несмотря на глубокий лиризм произведений, "их потому и не исполняют в концертах, что они публике скучны".

Вторая жизнь

Ни Брамс, ни Шуман, ни другие интересовавшиеся последними сонатами Шуберта не смогли повлиять на их судьбу. Они как будто были написаны не ко времени, ждали своего часа, весь XIX век оставаясь заброшенными и невоспринятыми должным образом. Их считали не подходящими для фортепиано.

Лишь спустя век, после блестящего исполнения сонат выдающимися пианистами Артуром Шнабелем и Эдуардом Эрдманом, критики решили пересмотреть свой взгляд на фортепианное творчество Шуберта. В 1928-м - в год 100-летия со дня смерти Шуберта Шнабель в концертном сезоне исполнил почти все его фортепианные сочинения, включая все 15 сонат. Любопытно, что Сергей Рахманинов в том же году признался, что вообще не знал об их существовании!

К концу XX века последняя сонатная трилогия Шуберта вошла в классический фортепианный репертуар и стала исполняться на концертах наряду с произведениями Бетховена, Шопена, Листа... Высочайшего успеха добилась последняя, третья соната - Си-бемоль-мажор. Были реанимированы и другие сонаты композитора.

Кстати

Шуберт намеревался посвятить свои последние сонаты Иоганну Гуммелю - ученику Моцарта, композитору, пионеру романтизма, каким был и сам Шуберт и коим он восхищался, выдающемуся пианисту. Однако к тому времени, как сонаты были опубликованы, Гуммеля не стало, а новый издатель решил посвятить их Шуману, который в своих критических статьях восхвалял работы Шуберта.