30.01.2014 23:52
    Поделиться

    Платонов: Отсутствие депутата возможно лишь по уважительной причине

    На прошлой неделе столичные парламентарии приняли закон, в соответствии с которым выборы в парламент Москвы теперь будут проводиться по одномандатным округам, партийных списков больше не будет. Это новшество продолжает бурно обсуждается в столице. В чем только не упрекают депутатов, проголосовавших за него! И в том, что таким образом они помогают удержаться у власти партии "Единая Россия", утратившей свои позиции, и в том, что подрывают партийное строительство в стране...

    С этой темы начался разговор на "Деловом завтраке" в редакции "Российской газеты" с председателем Мосгордумы Владимиром Платоновым.

    Избиратель выиграет

    В чьих же в интересах возврат в Москве к мажоритарной системе - самой Мосгордумы, "Единой России" или избирателей?

    Владимир Платонов: Конечно, это сделано для граждан. Три первых созыва Мосгордума уже формировалась по мажоритарной системе. Она всех полностью устраивала. Но затем по требованию федерального закона мы были вынуждены изменить закон города и выбирать от 50 до 100% депутатов по партийным спискам. Мы выбрали минимальную планку - 50%, хотя нам намекали, что можно бы последовать примеру других регионов, где от партий шли все 100% парламентариев. И вот при первой возможности, когда Москве и Санкт-Петербургу дали право снова воспользоваться на выборах полностью мажоритарной системой, вернули ее.

    Она лучше для избирателей тем, что человеку проще выбрать полюбившегося кандидата из 5-10 претендентов на мандат (вряд ли будет больше), чем изучать список партий. Кроме того, каждый москвич будет знать: вот мой депутат, он представляет мои интересы во власти, и я всегда могу обратиться к нему за помощью. Не говоря уж о том, что это сэкономит 15 млн руб. из столичного бюджета, так как бюллетеней придется печатать вдвое меньше.

    И все-таки сомнения звучат: не превратятся ли выборы из борьбы партий в борьбу лиц...

    Владимир Платонов: Бороться будут конкретные люди конкретными делами. Достаточно распространенная в мире практика. К примеру, в Германии, одновременно с понижением уровня популярности партий снизилась и активность избирателей; тогда партии, политические силы стали привлекать в свои ряды и к работе ярких личностей, пользующихся поддержкой граждан, приводить их во власть. Мы пошли этим же путем.

    Не опасаетесь, что в депутаты двинутся представители криминала, люди с деньгами и просто купят себе мандаты?

    Владимир Платонов: Кандидатом в депутаты в Москве всегда было стать очень просто, требования минимальные. Быть гражданином РФ, возраст - не младше 21 года, отсутствие свежей судимости (если снята и погашена, баллотироваться можно), не состоять на учете у нарколога, психиатра, в психоневрологическом диспансере. Вот, собственно, и все. Но мало хотеть быть депутатом, надо, чтобы тебя москвичи поддержали. Скрыть же, что у тебя была, к примеру, судимость, невозможно. Это в начале 90-х легко было, когда мало кто был известен и не было никаких баз данных; тогда многие приходили во власть исключительно благодаря собственной харизме. А сейчас москвичи стали разборчивыми. Не могу себе представить жителя столицы, который, получив продуктовый заказ, листовку или поздравление, скажет: вот он, мой кандидат.

    Противники одномандатной системы утверждают, что избирательное право в Москве меняется слишком часто. Они видят за этим политические игры властей...

    Владимир Платонов: Пусть это будет на их совести. Лично я не вижу ничего криминального в том, что по итогам каждых выборов избирательное законодательство в нашей стране корректируется. К примеру, после выборов в Госдуму власть увидела, что часть населения с недоверием относится к их результатам (неважно, что большинство прозвучавших обвинений были ложными), и федеральное законодательство изменили в сторону большей открытости выборного процесса. Что плохого в этом? Или во внесении изменений после выборов московского мэра? Могу сказать одно: проигравшие всегда к чему-то не подготовлены, всегда с чем-то не согласны.

    Оппоненты также высказывают тревогу, что нарезка новых округов, которая по закону должна произойти не позже 14 марта, оставляет оппозиции очень мало времени для подготовки к выборам...

    Владимир Платонов: Это лукавство. Для чего мало времени? Для обмана его действительно не остается. Для того чтобы "раскрутиться" на пустом месте, тоже мало. Что делают в таких случаях люди, которые хотят привлечь к себе внимание? Устраивают скандалы, по принципу старухи Шапокляк, говорившей, что "хорошими делами прославиться нельзя". Или вбрасывают ложную информацию. Если же баллотироваться будут люди, разбирающиеся в вопросах, которые они намерены решать, будьте уверены: они успеют объяснить своим избирателям.

    В городских бюллетенях будет графа "против всех"?

    Владимир Платонов: Решение по этому вопросу окончательно не принято федеральным законодателем: законопроект еще должен пройти третье чтение в Госдуме, получить поддержку Совета Федерации и президента.

    Наши люди не прогуливают

    Но если мажоритарная система так хороша, то почему адресована она лишь Москве и Санкт-Петербургу, а не всем регионам?

    Владимир Платонов: Нам предоставили право перейти на одномандатные округа, но не обязали это делать. Команды: "С этой осени дружно переходим на "мажоритарку"!", - слава Богу, не было.

    Столь осторожное распространение новой системы, на мой взгляд, заслуга законодателя. Практика - критерий истины. Помню, был у нас в городском законе прописан порог явки на выборы депутатов Мосгордумы и местного самоуправления - 25%. Мы его, конечно, перешагивали, но вот парадокс: в других регионах, где порога не было, явка была выше, чем у нас! Мы поняли, что отсутствие принуждения лучше заставляет избирателей осознать: "Не приду я - придут другие". Недаром же говорят: плохие парламенты избирают хорошие люди, не пришедшие на выборы. И столица вслед за другими регионами отменила порог явки на выборах в парламенты.

    Москвичи же как не очень охотно шли на местные думские выборы, так и идут - не более 30%...

    Владимир Платонов: А сколько нужно? 100%? Ну, приплюсуйте те 70% избирателей, которые не пришли! Ведь у них было право прийти и проголосовать против того, кто им не нужен. Или за того, кто нужен. Но они доверили это сделать другим. Значит, их в городе все устраивает и они сторонники существующей власти.

    Как вы думаете, новая система повысит интерес москвичей к выборам?

    Владимир Платонов: Не сомневаюсь в этом, так как впереди реальная интересная борьба. Есть зарубежный опыт, когда власть стимулирует избирателей к тому, чтобы они обязательно голосовали. В ряде стран, например, штрафуют за неявку на выборы, отказывают гражданину в социальной помощи. Наверное, таким путем и мы могли бы добиться 100-процентной явки и узнаваемости депутатов Мосгордумы населением - нас иногда упрекают в том, что нас никто не знает в лицо. Ну, давайте, говорю я, сделаем так: приходит бабуля за бесплатными лекарствами, а ее спрашивают: кто ваш депутат? Не знаете? Лекарств не будет. Но ведь это нехорошо, недемократично, и мы этим путем никогда не пойдем.

    Владимир Михайлович! Мосгордума формировалась уже и по мажоритарной системе, и по партийным спискам. Чьи представители лучше работают- населения или партий?

    Владимир Платонов: Кто лучше умеет, тот лучше и работает, независимо каким путем избран. У нас еженедельный цикл: понедельник и вторник - заседания комиссий и фракций, во вторник, кроме того, работаем с правительством Москвы, среда - день заседаний всей Мосгордумы, в четверг и пятницу - работаем с избирателями... Такой ритм.

    В Подмосковье был недавно случай. Перед Новым годом задержали депутата облдумы не просто в пьяном виде, но еще и с поддельным водительским удостоверением. Скажите честно: у вас такое бывает?

    Владимир Платонов: Не бывает. В противном случае об этом стало бы известно, как в Подмосковье. В самом первом созыве (сейчас работает пятый) к нам вносились два обращения прокурора о снятии депутатской неприкосновенности. По одному, изучив материалы, отказали, так как было нарушено уголовно-процессуальное законодательство, по другому дали согласие на привлечение к ответственности. Но в обоих случаях поступки этих людей не были связаны с депутатской деятельностью. Москвичи не ошибаются, когда за кого-то голосуют. Выбирают достойных людей.

    Ну, а за прогулы депутатов наказываете? В Госдуме частенько зал полупустой...

    Владимир Платонов: А у нас, как правило, почти стопроцентная явка. Не верите? Посмотрите трансляцию - все заседания Мосгордумы можно увидеть в режиме онлайн от начала до конца. В первом созыве и у нас было: пришел с утра, зарегистрировался и отправился вскоре по своим делам. По регламенту считается, что депутат присутствовал на заседании лишь в случае, когда он получает карточку, которой голосует (никому другому ее не дадут), и сам проголосует - никто другой не вправе сесть на его место и нажать кнопку. Отсутствие депутата возможно лишь по уважительной причине - к примеру, болен, в командировке и т.д. В любом другом случае нарушитель лишается премии, могут быть и другие неприятные последствия. Но, к чести моих коллег до такого не доходит.

    Вернуть прописку

    Москвичи считают, что столичный парламент мог бы активнее принимать участие в решении острых вопросов в жизни города, как, к примеру, нелегальная миграция, история в Бирюлево...

    Владимир Платонов: Хочу напомнить, что вопросами миграции Москва занималась, когда о них еще никто вслух не говорил. Когда все были счастливы, что прописка отменена и все могут поехать жить, куда хотят. Но для Москвы это счастье обернулось таким притоком приезжих, что в начале 90-х мы были вынуждены ввести регистрацию. Чего тогда в наш адрес по этому поводу только не звучало! Одни говорили: вы сделали из Москвы проходной двор! Другие обвиняли в том, что мы выстроили перед Москвой бетонный занавес. Ни то, ни другое не соответствовало действительности, и спустя еще какое-то время система регистрации была по примеру столицы введена на территории всей страны. Теперь стало очевидно, что это - еще и мера борьбы с преступностью. Во многих странах контроль осуществляется иначе, например, через кредитные карточки, мобильные телефоны и т.д. У нас такой совершенной системы пока нет. Нам хотя бы знать, сколько продуктов в город завести, чтобы всех накормить - и своих и приезжих, и какого диаметра канализационную трубу прокладывать.

    Но мы выступали и выступаем за ужесточение миграционного контроля. О том, что город уже делает для этого и что намерен делать в ближайшем будущем, мэр Москвы Сергей Собянин говорил не раз. Первое - это то, чтобы работой в первую очередь были обеспечены москвичи. Второе - чтобы те, кто приехал на оставшиеся свободными рабочие места, были полностью обеспечены соцгарантиями. Чтобы был порядок, человек приезжал и все знали - кто он, зачем явился и где проживает в столице.

    Так вы за или против возвращения прописки?

    Владимир Платонов: Полагаю, что в таких крупных городах, как Москва и Санкт-Петербург, а также в Московской и Ленинградской областях, должна быть особая система регистрации. Если так раздражает слово "прописка", давайте назовем ее иначе. Но система должна быть. Как бывший работник прокуратуры, я никогда не забываю, что крупный город - идеальное место для нахождения преступников и совершения преступлений. Это не деревня, где ты вышел из автобуса, и все знают, кто приехал.

    Как вы думаете, какие еще полномочия нужно передать местному самоуправлению, чтобы не винить во всем президента?

    Владимир Платонов: В последние годы по критическим выступлениям в адрес московских властей, дескать, не так организовано местное самоуправление, нанесен сильнейший удар. Ведь когда в состав столицы вошли новые территории, бывшие подмосковные земли, местное самоуправление там сохранилось в том виде, в каком было. Другое дело - сама Москва, где город создавался и существует как единое целое, которое нельзя никому разрушать, в том числе и местному самоуправлению. Попытки же такие были, когда некоторые районы объявляли границы своего воздушного пространства, снимали автобусные маршруты, поскольку они не приносили дохода в районную казну, и так далее. Но Собянин, как и обещал, через год после вступления в должность мэра Москвы сделал все, чтобы депутаты столичных районов получили реальные полномочия в рамках. Именно местные депутаты теперь решают самые болезненные вопросы для жителей на своей территории: ремонта домов, благоустройства, развития спортсооружений, что строить, а что не строить... Получили они и возможность контролировать чиновников.

    Но денег у них на все это столько, сколько им даст лишь исполнительная власть. Может быть, стоит иначе решить вопрос с расщеплением налогов?

    Владимир Платонов: Это федеральные полномочия. Да и делать это не так просто, как кажется на первый взгляд. Представьте себе, что будет. Район, на территории которого расположен "Газпром", получит сразу доходов столько, что все его жители сразу смогут отправиться отдыхать на Канары. А что делать их соседям, которым нечего взять со своих предприятий? Пусть крыши домов текут? Сейчас местное самоуправление финансово у нас полностью обеспечено, причем не исполнительной властью, а на основании Закона - бюджета города Москвы. Думаю, постепенно эволюционным путем оно будет набирать все больше силы и полномочий, подкрепленных в том числе и финансово.

    Референдум - не самоцель

    Владимир Михайлович! Нужны ли еще какие-то механизмы, помимо выборов, которые позволяют гражданам высказывать свое мнение к тем или иным проблемам? Например, местные референдумы...

    Владимир Платонов: Вы правы: по закону референдум - это еще один вид прямого волеизъявления граждан. Проводится тогда, когда власти не хотят ни замечать, ни решать проблему, волнующую людей. Тогда решение референдума становится составной частью закона, обязательного к исполнению. Как судебное решение.

    В Москве были попытки провести референдумы, но, как правило, они были нацелены не на решение проблемы, а на то, чтобы привлечь общественное внимание к их инициаторам. Вероятно, поэтому их организаторам ни разу не удалось собрать в свою поддержку необходимого количества подписей москвичей. А в последнем случае - при организации референдума по платным парковкам - "Справедливая Россия" честно заявила, что прекращает сбор подписей и не подает подписные листы, так как при сборе подписей были допущены серьезные нарушения. Важно помнить: референдум не самоцель. Нельзя сказать: вы знаете, мы гордимся тем, что дважды в год проводим референдум. Плюс ко всему прочему, это еще очень затратный метод, расходы на который сопоставимы с организацией выборов.

    И все-таки: почему у нас нет референдумов? Потому что так хорошо работает власть или общество незрелое?

    Владимир Платонов: Честно говоря, я, как законодатель, еще не видел ни одной темы, которую мы не можем решить без референдума. Даже в случае, когда один блогер выступил перед выборами мэра сразу с шестью законодательными инициативами. Это был как раз пример желания привлечь к себе внимание, так как инициативы касались федерального законодательства, нарушать которое мы не имеем права. А вот помочь решать проблемы, которые связаны с этим законодательством, мы готовы. Но автор от сотрудничества с депутатами отказался. Мы же, как обещали, работу над совершенствованием прозрачности системы ЖКХ продолжили, и внесли проект закона, касающегося регулирования тарифов. Это и есть непростая кропотливая работа депутатов в интересах граждан.

    Можете привести пример, когда мэр внес законопроект, а Мосгордума его отклонила?

    Владимир Платонов: Почему вы считаете, что депутаты - тупые люди, которым что ни принеси - съедят? Этот путь пройден. Я дважды агитировал голосовать против законов, внесенных Юрием Лужковым. И меня поддержали: "за" оказалось ноль голосов. Но это пришло с опытом. Однажды, поверив исполнительной власти, мы ввели дополнительную плату за право стать москвичом с тех, кто тех, кто приобретает в Москве недвижимость. В результате проиграли Конституционный суд. Когда нам внесли тот же законопроект, лишь немного изменив формулировку, мы сказали, что больше такое не пропустим. И с тех пор нам не вносят то, что можно заведомо отклонить.

    Не надо забывать, что исполнительная и законодательная власть - это две ветви власти, у каждой из которых есть свои полномочия. Искать между ними повод для войны - смешно. На лекциях я нередко провоцирую студентов вопросом, какая же все-таки ветвь важнее в Москве - мэр или Мосгордума? Говорят - гордума. Спрашиваю: а если бы мэр стоял перед вами, сказали бы, что мэр? Образно говоря, две ветви власти - это как два полушария человеческого мозга. Попробуй скажи, какое из них важнее - правое или левое. Мы вместе работаем над законами, и то, какие они выходят, наш общий результат.

    20 лет - не предел

    Вопрос более личный: вы руководите Мосгордумой почти 20 лет...

    Владимир Платонов: Меньше. 20 лет исполнится 11 июля.

    С чем и поздравляем. Но как юрист вы считаете ситуацию нормальной, когда один человек возглавляет местный парламент два десятилетия?

    Владимир Платонов: Я не одинок. В ряде регионов есть люди, которые еще дольше, чем я, возглавляют региональные заксобрания. Потолка, ограничивающего время работы в парламенте, нет. И не только в нашей стране: общемировая практика состоит в том, что человек работает столько, сколько его избирают. Дело в том, что чем больше опыта у людей, принимающих законы, тем больше у них возможности защищать интересы граждан во власти. Конечно, если у них по-прежнему есть такое желание и поддержка избирателей.

    Но должен же работать принцип ротации кадров!

    Владимир Платонов: Ради того, чтобы привлечь кухарку во власть и дать ей возможность тут поработать, там поработать? Не вижу в этом смысла. А вот то, что введение мажоритарной системы создаст дополнительные трудности для любого долгожителя в Мосгордуме, в том числе и для меня, отлично понимаю. И поддерживаю это.

    Ну, а механизмы отзыва депутата, выбранного по мажоритарной системе, нужны?

    Владимир Платонов: Нужны. Я активный сторонник этой точки зрения. Жаль, что пока не получил поддержки от коллег-депутатов. Мне не хватило двух голосов для принятия на этот счет закона города. Но то, чего я хотел, я все-таки добился через пакет законов об антикоррупционной деятельности, внесенных мэром, в ходе обсуждения которых провел как раз поправки, обязавшие депутатов не просто зарегистрироваться на заседании Мосгордумы, но и участвовать в голосовании, а также осуществлять прием граждан.

    Думаю, что будет сделан и следующий шаг - регламентация процедуры отзыва депутата, так как закон о досрочном прекращении полномочий президента и высших должностных лиц по инициативе граждан уже работает. Вступая в должность, депутат должен знать, за что избиратели могут инициировать досрочное прекращение его полномочий. Информация о том, сколько он пропустил заседаний, у нас открыта - публикуется регулярно в печати и в Интернете. Но если прогул для гражданина или опоздание на работу является достаточным основанием для прекращения с ним трудовых отношений, то депутаты пока могут чувствовать себя более вольготно. А человек, занимающийся политикой, должен помнить, что есть пропасть, в которую он никогда не захочет упасть.

    Для себя вы уже приняли решение, будете ли баллотироваться в новый состав Думы?

    Владимир Платонов: Я готов к выборам. Сколько раз ни избирался, всегда начинал готовиться к новым выборам сразу после победы. Работу в жизни менял не раз. Уходил, с завода, из университета, из прокуратуры, из политики - в 1983 году отказался идти на работу в райком партии, и на меня смотрели как на дурака. Но уходил всегда, когда терял интерес. Сейчас я вижу пользу от своей работы, и интерес к ней не потерял.

    Впереди - новый дом

    Сейчас в Мосгордуме 35 депутатов, будет 45. На Петровке всем не разместиться, значит, впереди - новоселье?

    Владимир Платонов: После возрождения Московской городской Думы в 90-е годы Борис Ельцин отдал нам своим указом здание дореволюционной Думы на Воскресенской площади, где потом был музей Ленина, а сейчас находится Государственный исторический музей. Мы поблагодарили и переезжать не стали - не захотели на политическом переломе вытаскивать вещи Ильича. Подыскали другое помещение, но оно оказалось тесным. Когда принимали, например, устав города, в зале не поместились все приглашенные. Между тем парламент - визитная карточка для любого города.

    Но позже вы построили еще одно здание, в Рахмановском переулке...

    Владимир Платонов: И оно не решило всех проблем.

    Поэтому вы планируете переехать в особняк графов Гагариных на Страстном бульваре, где в последние годы размещалась городская клиническая больница N 24...

    Владимир Платонов: Окончательного решения по этому вопросу еще не прозвучало. Но я уверен, что исполнительная власть сделает все для того, чтобы достойный парламентский центр в Москве появился. Такой, где не только с удовольствием будут работать депутаты шестого и последующих созывов, но и куда приятно будет приходить москвичам со своими проблемами и заботами. В конце концов, мы работаем для них.

    Опрос

    Москвичи с одобрением восприняли новость о переходе на мажоритарную систему на ближайших выборах в Мосгордуму. Такие выводы по результатам соцопроса сделал исследовательский портал Superjob.

    В опросе участвовало 2000 экономически активных москвичей старше 18 лет. 57% из них полностью одобряют мажоритарную систему. "Давно пора", "партийные списки - это полная профанация и безответственность" - так комментировали москвичи свои ответы. Лишь 9% респондентов высказались против, объяснив, что видят в новой избирательной системе очередную уловку для удержания власти и манипулирования волеизъявлением граждан. Треть опрошенных - 34% - с ответом затруднилась. А 27% горожан просто не знают, чем отличаются депутаты-одномандатники от партийных представителей.

    Подготовила Елена Петешова

    Поделиться