Иномарки российской сборки вышли в лидеры рынка
Главный управляющий директор Группы компаний "Независимость" Оскар Ахмедов отметил, что снижение спроса прежде всего связано с достижением близкого к уровню насыщения рынка объема продаж новых автомобилей в Москве, Санкт-Петербурге и ряде других крупных городов. "Кредитные продажи, как один из ключевых драйверов роста рынка в последние несколько лет, на фоне высокой кредитной нагрузки на население уже не оказывают необходимого положительного влияния на общий уровень продаж, в том числе по причине существенного роста процентных ставок по автокредитам, а также в силу отсутствия на рынке прогрессивных кредитных программ, ведущих к снижению ежемесячных кредитных платежей, - подчеркнул он. - Общие негативные ожидания заставляют потребителей откладывать покупку автомобиля на неопределенный срок".
Старший менеджер по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PriceWaterhouseCooper Сергей Литвиненко отметил, что не способствует увеличению продаж и уменьшение количества спецпредложений от дилеров. При этом необходимо учитывать, что в 2012 году значительные скидки способствовали перегреву рынка.
Продажи подержанных автомобилей в прошлом году выросли. Как объясняет Литвиненко, вторичный рынок более устойчив к ситуации в экономике.
"Наиболее востребованы на вторичном рынке иномарки в возрасте до 5 лет. Регионы, имеющие более "молодые" парки, имеют наибольший потенциал роста вторичного рынка. В крупных городах спрос и предложение постепенно смещаются в пользу более "молодых" авто, здесь наиболее востребованы машины в возрасте от 3 до 5 лет, - говорит он. - Наибольший рост продаж через официальных дилеров возможен в крупных мегаполисах, имеющих развитые дилерские сети и значительные парки иномарок в возрасте до 5 лет. На вторичном рынке ключевую роль играет ассортимент. Преимуществом будут обладать дилеры, способные собрать под одной крышей максимальное количество автомобилей с пробегом".
Директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Целиков отметил, что в сегменте завозимых из-за границы иномарок, несмотря на общий показатель падения, в 2013 году наблюдался рост продаж машин категории SUV, так называемых "паркетников". Второй сегмент - это автомобили ценовой категории выше среднего. Третий, пока еще небольшой, но растущий подсегмент - китайские автомобили.
- Продажи "паркетников" растут, потому что у нас дорог даже в городах как не было, так и нет, и такие машины, особенно зимой, автолюбителям кажутся выходом из ситуации, - объясняет Сергей Целиков. - Кроме того, они оказываются в выигрыше из-за дефицита парковок, то есть, их уже можно называть не только "паркетниками", но и "тротуарниками". По премиуму рост объясняется тем, что потребители в этой категории меняют машины чаще, чем другие автолюбители. Богатые всегда остаются богатыми, и цикл обновления машины у них составляет 3-3,5 года, тогда как в бюджетном сегменте - 5-6 лет. Кроме того, сейчас производители премиальных брендов выводят на рынок модели в самой скромной комплектации, которые сравнимы по цене с непремиальными брендами. И те и другие можно купить за 1-1,2 млн рублей. Понятно, что у многих потенциальных покупателей появилось желание купить более статусный автомобиль за приемлемую цену.
Рост зарубежных брендов российской сборки, по словам Сергея Целикова, также не является однородным. "В России зарубежные компании стараются сосредотачиваться на тех моделях, которые имеют спрос "здесь и сейчас". От этого и возникает впечатление общего роста машин, собираемых в России. Но говорить, что растет весь сегмент, было бы некорректно - есть масса собираемых в России моделей, которые не растут, а падают.
Президент Ассоциации российских автомобильных дилеров Андрей Петренко объяснил положительную динамику иностранных брендов российской сборки тем, что они подпадают под государственные программы поддержки отечественного производителя. "Если посмотреть на статистику, то практически все 25 "топовых" марок попадали под эти программы, - отметил он. - Что касается российских марок, из которых сильнее всего на статистику влияет АвтоВАЗ, то здесь основная причина падения - устаревший модельный ряд".
Кроме того, по словам Петренко, маркетинговые службы иностранных концернов предлагают более гибкие, более точно выверенные под каждую клиентскую группу программы, кредитные и скидочные предложения. А устойчивость премиум-класса эксперт объясняет тем, что покупатели дорогих авто меняют вскоре после окончания гарантийного срока. Этот сегмент, по данным Петренко, поддерживается и корпоративным спросом, который демонстрирует стабильность в объеме и классе закупок.