Все экспоненты - представители "Чингисхана" "первого призыва": Василь Ханнанов, Расих Ахметвалиев, Ринат Харисов, Наиль Байбурин, Мидат Мухаметов и примкнувшие к группе чуть позже Радик Гарифуллин и Рафаэль Муратшин. Незримо присутствует здесь и Наиль Латфуллин - отец-основатель и духовный лидер "Чингисхана", рано ушедший из жизни. Традиционно на всех выставках группы его работы, ставшие классикой башкирского изобразительного искусства, занимают самое почетное место.
Более удачного названия, чем "Расширяя миры", для экспозиции трудно подобрать. У каждого чингисхановца свой эстетический мир, что наглядно отражается в картинах. Кстати, одни выбрали для показа готовые работы из своих загашников, другие, как Василь Ханнанов, специально создали новые. Но все вместе они образуют гармоничное единство, дополняя друг друга. Как заметил Рафаэль Муратшин, которому нравятся музыкальные ассоциации, каждый из художников играет на своем инструменте, но исполняют они одну тему - современную.
- Когда мы делаем сборную экспозицию с другими авторами, то обычно не можем никого ни с кем совместить, хоть караул кричи. А в "Чингисхане" все друг другу подходят, хотя художники абсолютно разные, - отметила арт-директор галереи "Мирас" Ольга Рамазанова.
Кстати, для галереи "Чингисхан" - нечто вроде талисмана. Ее деятельность началась с выставок картин художников именно этой группы, которая существует уже почти четверть века. В то время как в арт-пространстве Башкортостана перманентно то появляются, то распадаются творческие объединения самого разного толка, "Чингисхан" остается просто островком стабильности.
Нынешний руководитель "Чингисхана" Василь Ханнанов считает главным секретом живучести группы то, что она создавалась вне всяких концепций и программ. Художники, имеющие общие взгляды на пути развития искусства, объединились на платформе дружбы и сотрудничества. На ней и остаются до сих пор. Не мешает этому и то, что время от времени то один, то другой художник уезжает из России. Несколько лет провел во Франции Расих Ахметвалиев, переехал в Канаду Ринат Харисов.
- Название "Чингисхан" родилось из желания быть узнанным. Наиль Байбурин как-то сказал: "Когда будем выставляться в Бразилии, то там должны понимать, кто мы и откуда". Кроме того важно было выразить свою этническую принадлежность, - подчеркивает Василь Ханнанов.
Он вспоминает первую выставку, которая прошла в 1990 году в Ленинграде. Художникам обещали лучший выставочный зал, но когда они привезли картины, двери захлопнули прямо перед носом. Какое-то время работы лежали в подвале у знакомого архитектора. Вскоре поступило предложение выставиться в Доме культуры имени Газа, который называли оплотом нонконформизма. После чего "Чингисхан", как принято говорить, "проснулся знаменитым".
С тех пор выставок было - больше сотни. Но чисто "чингисхановских" среди них не так много. Каждый из художников периодически проводит свои персональные выставки. Вместе они охотно участвуют в проектах, в которые "вписываются" тематически или эстетически, сами инициируют симпозиумы, перфомансы, активно вовлекая в них продвинутую художественную молодежь.