11.02.2014 05:55
    Поделиться

    Семь граней личности Александра Сергеевича Грибоедова

    В этот день, 11 февраля (30 января по старому стилю) 1829 года в ходе печально известной "тегеранской резни" погиб Александр Сергеевич Грибоедов. Охарактеризовать такую многогранную личность несколькими словами невозможно. Из его произведений, заметок, писем и воспоминаний современников сохранилось столько свидетельств о его талантах, что остается только сокрушаться о столь ранней (дата рождения Грибоедова точно не установлена, но на момент смерти ему было около 35 лет) смерти гения, который мог еще многим обогатить русскую культуру. Мы решили вспомнить о различных гранях этой уникальной личности и ее отражениях в глазах потомков.

    1. "Писатель одной книги"

    Разумеется, Грибоедов написал не одну книгу. Понятие "писатель одной книги" можно встретить часто, но воспринимать буквально его не стоит - имеется в виду, что важное произведение у автора только одно. Вероятно, не нужно долго объяснять, что такой взгляд во многих случаях имеет все основания быть названным поверхностным. Так и в случае с Грибоедовым. Его "Горе от ума" - безусловно, книга, которую нужно прочесть всем (и не один раз), и являющаяся наиболее серьезной, целостной и законченной его работой. Однако другие его сочинения тоже достойны внимания всех, кому вообще интересна русская литература.

    2. Мастер, утративший рукописи

    Не в последнюю очередь такое восприятие наследия Грибоедова связано с тем, что значительная часть его произведений до нас просто не дошла - или дошла частично и в черновых вариантах. Даже бессмертное "Горе от ума" в том виде, в котором мы его знаем, обязано лишь энтузиазму  читателей. Ведь издано оно было спустя годы после смерти писателя - и подвергшись сильной цензуре. Знакомый со школьной парты нам текст же печатается по одной из скопированных с авторской рукописей - именно так сначала распространялся шедевр. После трагедии в Тегеране вдове Грибоедова вернули его личные вещи, среди которых были и неизданные книги. Однако, как отмечает исследователь творчества поэта С. Фомичев, есть все основания говорить о пропаже ряда задуманных и начатых произведений.

    3. "Русский Шекспир"

    Многое из того, что осталось нам от Грибоедова, как уже говорилось, имеет характер незаконченности - в разной степени. А некоторые дошедшие до нас его работы были написаны им еще на заре творческой деятельности. Поэтому монументальное "Горе от ума", стоящее в одном ряду с другими шедеврами отечественной литературной классики, на их фоне кажется произведением с другой планеты. Это в свое время и спровоцировало появление теории о том, что автором пьесы на самом деле был не Грибоедов, а кто-то из его сослуживцев. Как известно, подобная - только еще более запутанная - теория есть и о Шекспире, которого некоторые склонны считать коллективным псевдонимом вроде Козьмы Пруткова. Вторым "русским Шекспиром" в  XX веке стал Михаил Шолохов, чей великий роман "Тихий Дон" со временем оброс целым ворохом конспирологических исследований. Но, в отличие от указанных случаев, ответ на вопрос о том, почему "Горе от ума" стало единственным значимым произведением в библиографии Грибоедова, похоже, до горечи прост - он слишком рано погиб, причем, как свидетельствуют биографы, как раз в преддверии мощного творческого перелома.

    4. Новатор и экспериментатор

    Да и называть ранние произведения Грибоедова слабыми - не совсем справедливо. Талант сатирика он проявил рано, написав пародию на знаменитую трагедию Озерова, которую назвал "Дмитрий Дрянской", где едко изобличил предрассудки образованного общества (к сожалению, текст не сохранился). А его стремление творчески развиваться, не угасавшее никогда, ощутимо влияло на московскую культурную жизнь. Например, исследователи отмечают, что его эксперимент с жанром "салонной комедии" ("Семейный секрет"), позаимствованным у французских коллег, задал целую моду в театрах, которая продлилась несколько лет. Творческие поиски Грибоедова продолжались до самой его смерти - об этом свидетельствуют поздние его работы ("Грузинская ночь", 1828). Непривычно - по сравнению с "Горем от ума" - тяжелый слог, который встречается в поздних стихах поэта, говорит о глубокой рефлексии о литературной форме и языке. Но поискам так и не суждено было завершиться и вылиться во что-то целостное. 

    5. "И говорит, как пишет…"

    Грибоедов не просто получил блестящее образование, был редким эрудитом (своим знакомым он открывал Гете, Шиллера, Шекспира, которых знал наизусть) и полиглотом (знал несколько европейских, турецкий, арабский, персидский, грузинский языки, а также латынь и древнегреческий) . Его аналитические способности, остроумие и кругозор производили невероятное впечатление на современников. Да еще на таких современников, которые и сами на кого угодно могли произвести впечатление. Например, сам Пушкин о своем тезке отзывался с нескрываемым восторгом и предельно емко: "Один из самых умных людей в России". Всем известны неординарные музыкальные способности Грибоедова. Увы, музыкальных произведений Александра Сергеевича сохранилось еще меньше, чем литературных - зато каких! Недаром с ним с таким энтузиазмом общался молодой Михаил Глинка. Рассказчиком Грибоедов, пишут, тоже был прекрасным. Однако этот талант он не успел осознать настолько, чтобы реализовать его в полной мере в прозе. Кое-что, впрочем, удалось…

    6. "Несостоявшийся Толстой"

    Грибоедов живо интересовался историей. Известно, что он хотел написать о 1812 годе (оставшиеся материалы намекают на проект целого эпоса), о Крещении Руси, о татаро-монгольском иге. Он изучал тематические журналы и книги, планировал поездки по историческим местам. В некоторых ему по долгу службы действительно удалось побывать. И его путевые заметки из Крыма, с Кавказа и из Персии открывают в Грибоедове внимательного наблюдателя и невероятно интересного и живого повествователя. К сожалению, последнее посещение Персии окончилось для новоиспеченного посла России в Персии Грибоедова и еще 37 русских подданных трагедией.

    7. Служить был рад

    Говоря о личности Александра Сергеевича Грибоедова, нельзя не вспомнить о свидетельствах его исключительных человеческих качеств. Настоящий патриот (и какие удалые "гусарские" стихи!), он приложил немало усилий, борясь за судьбы русских пленных в Персии (что не мешало ему руководствоваться принципом "прислуживаться - тошно" - ведь его чудом миновало наказание за связи с декабристами). За его помощью обращались персидские армяне, которых он помогал укрывать от преследований со стороны местных фанатиков (это покровительство во многом и стало роковым для русской дипмиссии). С именем Грибоедова также связана одна любопытная история, характеризующая его как человека мужественного и благородного. Будучи секундантом своего товарища, убившего на дуэли другого его друга из-за дамы, и чувствуя на себе часть ответственности за произошедшее, он принял вызов секунданта другой стороны - Александра Якубовича. Дождавшись своей очереди, Грибоедов выстрелил, не приближаясь к противнику, хотя получил до этого от него ранение в руку. Именно по этому ранению и смогли опознать в обезображенном персидскими фанатиками трупе великого деятеля русской литературы XIX века...

    Поделиться