12.02.2014 17:25
    Поделиться

    Мединский: 2013 год стал успешным для российского кино

    Министр культуры РФ Владимир Мединский, директор Фонда Кино Антон Малышев и глава департамента кинематографии Минкульта Владислав Тельнов подвели киноитоги 2013 года.

    Это могло бы быть просто очередным отчетным мероприятием, если бы в 2013-м году ситуация в отечественном кинематографе коренным образом не изменилась. Причем так, как не было уже давно. Не зря министр культуры  в ходе брифинга подчеркнул, что у нас не будет так, как было во времена гайдаровских реформ, когда экономика существовала по принципу - рынок все устроит.  "Рынок не всегда устраивает так, как нам хочется", - сказал министр, и из его слов следовало, что рынком нужно управлять, и министерство культуры этим вплотную занялось. Напомним лишь, что по итогам 2012 года российский кинорынок занимал шестое место в мире. Нельзя же такое пускать на самотек.

    В ходе своего выступления Владимир Мединский привел 12 пунктов, по которым изменился кинематограф за прошлый год. Наиболее важным пунктом министр культуры считает принятие антипиратского закона. Ситуация  с пиратством в интернете взята под контроль и нарушителей ждут наказания. Министр озвучил цифру, что в конце 2013 года число покупателей легального контента увеличилось на 30 процентов.

    Следующим по важности -  отметил министр - является то, что  достигнута задача о подключении кинотеатров к единой авторизованной системе учета данных. 95 процентов кинотеатров уже подключено.

    - Я регулярно захожу на сайт Единый кинобилет  и смотрю, сколько собрал тот или иной фильм, очень удобно, - порекомендовал Владимир Ростиславович.

    Вопрос сборов и финансирования министр не вынес в отдельный пункт, думается, лишь потому, что этот аспект касается всех двенадцати. Цифры, между тем, следующие:

    6,7 млрд рублей  в 2013 году было выделено на кинематографию, из них 6 ушло, собственно, на кинопроизводство - эти средства были разделены  поровну между Минкультом и Фондом Кино.  Затем министерство выделило еще  200 млн рублей, что позволило запустить в производство дополнительное количество фильмов. За 2013 год было поддержано  9 фильмов-дебютов, 85 мультфильмов, 400 документальных картин, проведено 40 игровых кинофестивалей, 57 киносмотров  в 28 регионах России, 50 фестивалей за рубежом. 24 российских кинофильма взяты отборщиками для участия в международных кинофестивалях. Что касается сборов,  впервые за последние годы российский кинематограф показал значительный прирост в этом отношении. Три рекордсмена - "Сталинград", "Елки 3"  и "Легенда N17".

    При этом было подчеркнуто и даже вынесено в первые два пункта то, что  Минкульт и Фонд кино строго разделили между собой полномочия.  Фонд кино занимается проектами, которые ориентированы на коммерческую отдачу и приоритетным становится то, что со следующего года  будет стараться работать на возвратной основе. То есть - полученные от удачного проката  поддержанного Фондом  фильма, средства будут  частично в Фонд возвращаться и идти на производство новых картин. Ранее Фонд Кино  работал на безвозвратной основе. В прошлом году впервые было возвращено 30 процентов  затраченных средств. В этом планируют, что вернется 40 процентов - 1 млрд 200 тысяч рублей.

    Будет увеличиваться финансирование документального и анимационного кино. Для последнего определен минимальный порог  - 15 процентов всех выделенных средств.

    - Мы решили проблему с размещением "Союзмультфильма" и надеемся, что с лета этого года он обретет свое здание недалеко от улицы Королева 12, - сказал министр культуры и добавил, что будет создана дорожная карта отечественной анимации. Антон Малышев отметил, что   уже пришли первые итоги с Берлинского кинорынка, которые демонстрируют успехи отечественной анимации и интерес к ней за рубежом - проекты компании Wizart "Снежная королева" и "Снежный король" будут демонстрироваться в Великобритании, Южной Корее и еще ряде стран - подписаны соответствующие соглашения.

    Меняется отношение и к документальному кино. Сумма средств, которые будут на него выделяться, увеличена до 2 млн рублей на каждый фильм (а было 1 млн 200 тысяч). Для неигровых фильмов введены дополнительные требования: они должны быть показаны либо на телеканалах, либо участвовать в фестивалях в России и за рубежом.

    - Мы поддерживаем 400 фильмов в год. Сколько из них идет по ТВ? В лучшем случае их можно посмотреть в интернете - резюмировал Владимир Мединский. Также он сказал, что в ближайшее время начнутся бесплатные показы документального кино в сети киноклубов и в кинотеатрах. И добавил, что теперь в министерстве будут отсматривать  предварительно сделанные работы в сфере и документального кино, и анимации.

    Роль Минкульта укрепилась во многих позициях, касающихся развития кинематографа. В частности, она проявилась еще и в том, что в прошлом году был определен перечень тем, которые соответствуют стратегическим интересам государства. И в том, что в министерстве и в Фонде Кино впервые была запущена система открытой публичной защиты проектов - питчинги. Она прижилась, и теперь будет проводиться на регулярной основе. Кроме того, создан кинофестивальный совет министерства культуры, который определяет, какие киносмотры имеет смысл поддерживать. Фестивали разбили на  три категории: международные, национальные и региональные.

    Впервые  в прошлом году была запущена процедура сценарных конкурсов. Первый этап конкурса сценариев пройдет уже в марте этого года. Как итог, в Фонде кино планируют на постоянной основе "держать" пакет лучших  сценариев для реализации кинокомпаниями. Производители будут эти сценарии выкупать.

    Что особенно актуально -  впервые запущена система научной экспертизы тех киносценариев, которые затрагивают историческую проблематику. Образно говоря, хватит вольностей  и фантазий - история не любит неоригинальных шуток. Экспертизу будут  проводить специалисты из  Военно-исторического общества и  ученые из Института всеобщей истории Российской академии наук.

    И, наконец, по итогам 2013-го года -   усилено взаимодействие министерства культуры  и Фонда Кино с ВГИКом, то есть процесс кинообразования также не пущен на самотек.  Профинансировано создание центра дополнительного образования, выделены  отдельные субсидии на реализацию дебютов… И это еще не все.

    После перечисления пунктов доклада, Владимир Мединский сказал о том, что еще более  усиливает роль министерства культуры в современном кинопроцессе:

    - Мы сейчас делаем особый упор на участие министерства в поддержке некоторых сериалов. Они имеют огромную аудиторию, больше, чем фильмы, и, если это идет самотеком, мы в лучшем случае видим "Мою прекрасную няню" и "Улицы разбитых фонарей", а   в худшем  - сплошных "ментов" и воров.

    Сейчас  в производстве при поддержке министерства четыре игровых сериала: "Декабристы" - режиссер Никита Высоцкий, "В августе 44-го"  -  Михаил Хлебородов, "Тихий Дон"  -  Сергей Урсуляк, "Бесы"  -  Владимир Хотиненко. А также - документальные сериалы "Заграничный поход", "Первая мировая", "Романовы",  "Полководцы России" и исторический альманах "Победители". Все они приурочены к крупным датам, которые касаются истории нашей страны. Министерство поддержит еще и ряд докудрам. Что касается финансового вопроса, то сумма, выделенная только на художественные сериалы составляет  200 миллионов рублей в год.

    После выступления спикеров посыпались вопросы. Больше всего собравшихся волновало, будет ли в 2014 году введено квотирование американского кино. Министр культуры ответил, что  он лично не видит ничего зазорного  в практике государственного протекционизма, которая, кстати, существует  во многих странах, но "пока мы не торопимся". Основная причина того, что спешить не приходится, как поняла обозреватель "РГ", та, что наше кино пока не в состоянии выдерживать конкуренцию с голливудским.

    Вопросы касались и качества отечественных фильмов, призванных приносить коммерческий доход. Антон Малышев сказал, что зритель сам разберется. Владимир Мединский выступил в защиту фильма "Елки", назвав его "добрым, семейным кино" и добавил, что он очень рад, когда такой фильм опережает в нашем прокате, например, голливудский блокбастер "Тор 2: Царство тьмы".

    Поделиться