Об этом рассказал "РГ" сенатор Руслан Гаттаров, комментируя идею канцлера Германии Ангелы Меркель о создании европейской коммуникационной сети для того, чтобы электронные письма и другие данные не проходили автоматически через американские серверы.
Жителей Старого Света понять можно, отметил Гаттаров. "Один из путей сохранить данные в тайне - это выпускать за пределы ЕС только нужную информацию. И персональные данные, почта и весь трафик не пересекут границ Евросоюза. Но и такая система, когда информация не идет через сети провайдеров США, не может исключить утечки данных, но уже по каналам разведки", - сказал он.
Сейчас есть тренд на то, что Интернет не будет таким глобальным, каким он был до разоблачений Эдварда Сноудена. "Поэтому нужно договариваться на международных площадках о правилах игры в новых реалиях, в том числе в ООН", - считает Гаттаров. И России надо двигаться к более защищенным системам. Иначе последствия могут быть катастрофическими.
Регулирование Интернета должно происходить все-таки вне контроля правительства США. Как известно, сейчас Еврокомиссия призвала к ограничению влияния Штатов на механику работы Всемирной Паутины, и, в частности, на корпорацию ICANN, которая занимается регулированием доменных имен и адресов в Интернете в глобальном масштабе.
"Глобальная Сеть требует оперативных действий, а ООН - все-таки слишком консервативный орган. Поэтому управление доменами разных стран, о чем как раз и идет речь в документе Еврокомиссии, стоит отдать не американской компании, как это происходит сейчас, а "компьютерщикам" нейтральной страны, например Швейцарии", - предложил руководитель Координационного центра национального домена сети Интернет Андрей Колесников. Правда, здесь надо учитывать, что российский цифровой суверенитет связан и с устройствами, которыми мы пользуемся, с маршрутизаторами, через которые проходят наши биты и байты, топологией каналов, констатировал этот эксперт "РГ". Рано или поздно, по мнению Андрея Колесникова, нам нужно самим начинать производить телефоны, компьютеры, а не только программное обеспечение к ним, и другую электронику, оборудование для передачи сигнала. Это просто необходимо для полной гарантии обеспечения нашего цифрового суверенитета.
Совершенно ясно одно. Интернет не может находиться внутри лишь одной страны. В противном случае он становится не более чем локальной сетью, не связанной с другими сетями в Интернете. Скорее всего, та же Германия не намерена полностью отрезать себя от всего мира, речь - о снижении зависимости от США в элементной базе, в маршрутизации передачи данных, максимальной криптографической защите.
Исходя из заявления Ангелы Меркель, крайне трудно понять, о каких конкретно мерах может идти речь, соглашается главный антивирусный эксперт "Лаборатории Касперского" Александр Гостев. Вряд ли речь идет о создании принципиально новой коммуникационной сети, скорее - о замыкании и "окукливании" интернет-траффика внутри Европейского союза. Если это так, то потребуется прокладывать несколько магистральных телекоммуникационных линий, объединяющих европейские страны, строить дополнительные дата-центры. Но такие меры не могут быть реализованы государством - это прерогатива коммерческих компаний, которые должны видеть экономическую выгоду от подобных действий, отметил Гостев.
"Речь пока не идет о полной изоляции Интернета внутри Европейского союза, возможно, это лишь технические меры, призванные предотвратить прохождение электронной переписки и передачу данных (в первую очередь, дипломатической и государственной важности) через территорию других стран", - рассуждает Александр Гостев.
При этом такой ландшафт коммуникационной сети не препятствует обычному использованию Интернета в привычном всем виде, это не скажется на доступности каких-либо ресурсов для пользователей. Стоит напомнить, что о подобной инициативе Германия заявляла еще в ноябре 2013 года, и сейчас мы видим планомерное движение в сторону реализации этих планов. Бразилия, кстати, тоже сообщала о намерении проложить альтернативный магистральный интернет-канал, чтобы не использовать тот, который идет через американский штат Флорида. Россия о подобных планах пока не заявляла - внутренний траффик наших государственных органов не выходит за пределы страны, все почтовые серверы госучреждений расположены также внутри и хорошо защищаются.
Что же касается DarkNet (глобальной сети "для избранных", в которую не войти просто так, а только через приглашение), то о каких-либо планах государств в ее отношении данных нет. Но она существует уже достаточно давно. В эту сеть можно попасть, только зная "специальные пароли и явки". Но при всей конспирации эта "темная" зона анонимна и неподконтрольна. И если дальше страны будут национализировать свои собственные сети, то через несколько лет глобальной Всемирной паутиной останется только пресловутая "серая" DarkNet.
А вот Интернет в его привычном глобальном понимании действительно когда-нибудь может уйти в прошлое, а на его место придут уже десятки совершенно автономных национальных сетей с ограниченным доступом к иностранным ресурсам. До недавнего времени подобной закрытостью сети отличался только Китай с его знаменитым "великим фаерволом". Но уже сегодня ряд стран, включая, кстати, и Россию, уже приняли или готовятся принять законы, запрещающие использование иностранных сервисов в ряде случаев. С учетом постоянного роста и усложнения угроз эти стремления будут нарастать, как снежный ком. И законодательные ограничения неизбежно приведут к тем или иным технологическим запретам, прогнозируют многие ведущие эксперты цифровой отрасли.