В частности, водитель "ГАЗели", которая шла по маршруту N 28, вообще не имел права спускаться с крутой горы по улице Горького, но самовольно изменил схему движения. Машину занесло на скользкой дороге, и она на всем ходу врезалась в столб около набережной, где совсем недавно случилась схожая катастрофа. Пострадали сразу пять пассажиров.
На следующий день еще один микроавтобус в центре города врезался сзади в троллейбус - травмы получили четыре женщины. Куда смотрел водитель "Пежо", который вез восемь человек, можно предположить: он либо отсчитывал сдачу пассажирам, либо болтал по телефону, либо от усталости прикрыл глаза. Измотанный, суетливый, курящий и слушающий отвратительно-бодрящую громкую музыку - вот общий портрет брянского водителя, беспощадного и к себе, и к своим временным попутчикам.
На утро уже далеко не все брянцы удивились очередной аварии, в которую попала маршрутка, столкнувшаяся на перекрестке с легковушкой. Одна из пассажирок рассказала, что дама, сидевшая за рулем, не ехала, а летела, невзирая на болтавшихся по салону людей. Пострадала и она сама.
В этот же день замглавы Брянской горадминистрации Иван Медведь заявил журналистам: "На мой взгляд, коммерческие перевозчики объявили войну горожанам". Впрочем, эта необъявленная война идет уже много лет.
Левые права
После серии ДТП в управлении Госавтоинспекции снова собрали руководителей предприятий, которые занимаются пассажирскими перевозками по регулярным маршрутам в городе и области, а также чиновников. Приглашают их часто, и транспортники на таких встречах обычно сидят понурив головы. Обещают исправиться сами и исправить водителей. Но количество аварий только растет. Гаишники регулярно отлавливают пьяных водителей, а прокуратура отыскивает тех, кому вообще не должны были выдавать права. В конце января по заявлению ведомства Клинцовский суд отобрал удостоверения у 35 водителей, которые числятся алкоголиками или наркоманами. Разумеется, таких еще больше. В Клинцах с помощью липовых медсправок права получили более сорока человек. Владельцев таких удостоверений периодически отлавливают и в других районах, а значит, у любого желающего есть немало способов получить вожделенный документ.
Впрочем, опасны порой и трезвые водители. Замначальника УГИБДД Вячеслав Лопатников сообщил руководителям транспортных предприятий, что за нарушение правил дорожного движения с начала года к ответственности привлекли уже более 670 человек, управлявших микроавтобусами. На их совести семь дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали 14 человек. Руководители УГИБДД потребовали от перевозчиков списки водителей для дальнейшей проверки их по базе данных на предмет выявления тех, для кого правила не писаны. Взяться собираются прежде всего за тех, кто уходит от ответственности и не оплачивает штрафы в установленные законом сроки.
Конечно, транспортники в очередной раз пообещали "провести разъяснительную работу" среди гонщиков-кустарей, но сколько уже было таких обещаний и душещипательных бесед. Наверное, до кого-то увещевания дошли, но достаточно проехать по городу в маршрутке хотя бы час, как становится ясно: конца этому безумию нет.
Злые на весь мир
...Сажусь рядом с измотанным водителем лет сорока. Такое впечатление, что он то ли спит, то ли собирается заснуть. От остановки отчаливает резко, не обращая внимания на то, что сзади его обгоняет "Лексус". Напротив, выворачивает руль сильнее, преграждая путь иномарке, нахально подставляя бок своей "ГАЗели". Злобно приговаривает: "На!" Дескать, бей - не боюсь. И дело, похоже, не только в несопоставимых ценах потрепанного микроавтобуса и престижного внедорожника: водитель озлоблен на весь белый свет. После невинного вопроса он начинает клясть всех: власть, разрешающую уплотнительную застройку вдоль дорог, наглых водителей иномарок, гаишников, которые якобы одних жалуют, а других выхватывают из потока.
"Карманы" на остановках - не для брянских маршруточников. Они останавливаются перед ними в самых неудобных местах, искусственно создавая заторы. Вот и водитель Витя тормозит перед остановкой около автовокзала. "Почему, спрашиваешь, я так делаю? А ты этих баранов видишь?" - он раздраженно указывает на пассажиров, которые сгрудились не на широкой площадке остановки, а перед ней - между металлическим забором и дорогой. Тут грязно, тесно, опасно, но такова глупая, невесть кем заведенная "традиция".
По поводу частых аварий, в которые попадают брянские маршруточники, Витя тоже предпочитает высказываться резко, обвиняя всех и вся: "Я не могу не наглеть, когда все вокруг наглеют. Ты думаешь, мне не хочется ехать спокойно и по хорошей дороге? И без пробок? Да теперь половину рабочего времени в них простаиваешь! А они сделать что-нибудь путное не спешат".
"Они" - это брянские власти, которые, по мнению Вити - и в этом с ним можно согласиться, - за последние годы превратили езду по городу в испытание для водителей. Не построено ни одного подземного перехода, зато главные магистрали обросли так называемыми местами притяжениями - многочисленными торговыми центрами. Мест для парковок мало, и в итоге без того узкие дороги загромождают стоящие автомобили.
Начали с водителей
Надо отдать должное чиновникам: они пытаются разобраться со всеми факторами, из которых слагается безопасность перевозок. Но начали с водителей. В администрации засомневались в том, что перед выходом в рейс те проходят медицинское освидетельствование, а машины - технический контроль.
Администрация решила пересмотреть и конкурсную документацию, чтобы впредь на дорогах появлялись только комфортабельные автобусы большой вместимости. То есть устаревшие "ГАЗели" по окончании сроков действия договоров должны быть заменены новым транспортом. Власти надеются, что тем самым удастся уменьшить автомобильные заторы. Мелкие перевозчики опасаются, что этот шаг приведет к очередному переделу рынка, но Иван Медведь заявил, что уповает на ГИБДД, горожан и журналистов, которые должны помочь избавить рынок от недобросовестных предпринимателей.
- В городе достаточно коммерческих перевозчиков, четко и правильно исполняющих заключенные договоры. Обращаюсь к ним с инициативой возродить общественный транспортный совет, который будет изнутри контролировать эту сферу и наводить в ней порядок.
Кроме того, власти собираются напомнить перевозчикам, что каждое маршрутное такси имеет расписание и интервалы движения. Иван Медведь пообещал, что время выхода любого микроавтобуса в рейс и возвращение в парк будут под жестким контролем, а на сайте горадминистрации опубликуют четкое расписание. Однако для контроля этого мало, поэтому пока намерение властей перевозчики всерьез не воспринимают. Технической возможности для того, чтобы следить за движением трех-четырех тысяч маршруток, сейчас нет, а армию диспетчеров никто создавать не будет.
В этой связи понятно обращение городского отдела по транспорту и связи, который попросил пассажиров сообщать о том, что водители нарушают правила дорожного движения, курят или включают громкую музыку. Однако те же призывы постоянно делает УГИБДД, но на них откликаются лишь редкие пассажиры. Многообещающим выглядит и предложение Ивана Медведя ввести для перевозчиков финансовую ответственность за тех пассажиров, которые пострадают в ДТП. Но на этом пути власти могут столкнуться с юридическими препятствиями.