- И картины, и оружие надо метить, потому что и то, и другое может попадать не в те руки, - говорит директор государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Как пояснил "РГ" главный научный сотрудник ЦНИИ Минобороны России Владимир Крылов, маркировочная смесь создается с помощью ультразвукового генератора аэрозолей, который позволяет добиться ее абсолютной уникальности не только по химическому составу, но и по размеру и концентрации частиц. По этой причине маркировку невозможно подделать. Для нанесения разработано несколько различных технологий, в том числе особые "фломастеры", которыми может воспользоваться любой сотрудник и в любых условиях.
Точно так же не требуют лабораторных условий и специальных навыков приборы для проверки маркировки. Можно даже не снимать картину со стены. Коробочка размером с сигаретную пачку выдает звуковой сигнал и мигает зеленым, если на экспонате имеется метка Эрмитажа, а красным - если метки нет или она чужая. Некоторые признаки маркировки сохраняются при температуре более 2000 градусов, так что принадлежность экспоната можно будет определить даже по пеплу, рискованно шутят в Эрмитаже.
- Размер этой метки может быть меньше пылинки, но она надежно сцепляется с носителем, - пояснил замдиректора музея по эксплуатации Алексей Богданов. - При этом состав полностью безопасен как для экспоната, так и для человека, и имеет несколько уровней защиты. К примеру, метки не видны при обычном освещении и проявляются только в ультрафиолете, хотя люминесценция - это лишь один из признаков, и не самый важный.
Всех степеней защиты специалисты, конечно, не раскрывают. Но для более серьезной проверки используется специальный спектрограф, который считывает несколько уникальных параметров. А соединен он с обычным цифровым фотоаппаратом, который фиксирует эту "картинку", и такой своеобразный "паспорт" экспоната может храниться в базах данных. Для проверки подлинности достаточно сфотографировать метку еще раз и сравнить с оригиналом.
Сейчас новый метод позволяет надежно определить принадлежность к коллекции Эрмитажа экспонатов из стекла, фарфора, керамики, дерева, бумаги, а также холстов. Продолжается работа над способами нанесения меток на металлосодержащие предметы - к примеру, монеты, которые обычными способами маркировать крайне сложно.
Еще одно неоспоримое достоинство нового метода - его дешевизна. Стоимость нанесения одной метки составляет 30 рублей, причем требуется на это не более 15 секунд. Создание маленького "прибора хранителя" обошлось разработчикам примерно в 50 тысяч рублей, более сложного спектрографа - в 150 тысяч рублей. И это при внесерийном производстве, которое обычно дороже в десятки, если не сотни раз. А тиражировать новую технологию относительно легко, на ее основе может быть создано до 100 тысяч различных видов маркировок.
Пока Эрмитаж ставит новые метки только на те экспонаты, которые покидают стены музея ради участия во временных выставках. В дальнейшем маркировке будет подвернута вся коллекция, все три миллиона экспонатов. Однако в планах специалистов использовать новый метод не просто для опознавания по системе "свой - чужой", но и для создания музейного каталога новейшего образца.
- "Точки" поставить совсем не сложно, - поясняет главный хранитель Эрмитажа Светлана Адаксина, - но необходимо, чтобы эта информация хранилась в базе данных и чтобы метка могла быть использована не только для идентификации, но и для учета экспонатов. Это пока вопрос будущего, но это очень интересная и перспективная тема.