26.02.2014 23:20
    Поделиться

    Петр Бирюков: С наступлением зимы дороги в Москве моют с шампунем 4 раза

    Знакомые, не так давно вернувшиеся из Италии, рассказывали: проехали на арендованной машине 200 км по дорогам страны - а ее и мыть не надо, блестит, как новая.

    Казалось бы, в этом году в Москве как никогда благоприятная зима: тепло и снега почти нет. А на дорогах, как всегда, грязь и слякоть. Машины замызганные, да и пешеходы возле станций метро смотрятся немногим лучше. Что же мешает москвичам, как прочим европейцам, не вспоминать о резиновых сапогах, перепрыгивая через лужи, а смело в любую погоду отправляться в дорогу в замшевых ботиночках?

    Неправильные газоны

    Зима выдалась и в самом деле щадящая: если в прошлом году были более чем трехметровые сугробы, то сейчас, можно сказать, город накрывает лишь 15-сантиметровая простынка. В январе, когда стояли морозы, с недельку в городе было сухо. А потом снова потекли черные ручьи. Почему? Оказывается, отсутствие осадков тоже не очень хорошо.

    - Чтобы в столице было чисто, почва должна быть закрыта травой, цветами, снегом или щепой, - рассказал "РГ" завкафедрой факультета почвоведения МГУ Дмитрий Хомяков. - Это предотвращает разрушение ее верхнего незадернованного слоя. С голого же газона выдувается пыль, она попадает на дороги, и достаточно малейших осадков, чтобы под ногами захлюпало.

    Но прикрыта земля щепой или хорошей газонной травой у нас лишь в центре Москвы. Проект реконструкции 3 млн кв. метров газонов, то есть практически всей территории города, реализованный в 2012 году за 1,8 млрд рублей, результата не дал. В ходе его коммунальщики обещали снизить уровень газона на 1-2 см, чтобы бортовой камень, окаймляющий его, оказался выше и не давал земле во время дождей стекать вместе с водой. Сами же газоны планировали заново засеять. Но хотели как лучше, а получилось, как всегда: в одних округах подняли на полметра бортовые камни, в других - семена на голой земле стали просто кормом для оголодавших голубей.

    Правильно организовали работу лишь в знаковых местах: на Кутузовском проспекте, Лубянской и Старой площадях, улице Тверской, Александровском саду, Поклонной горе, Бульварном кольце. Да и, к примеру, на том же Кутузовском проспекте рулонные газоны меняли трижды - ко Дню Победы, Дню России и Дню города.

    Другая беда газонов - парковка на них автотранспорта. С недавних пор она не грозит лишь центру города, где автостоянка теперь платная. Зато на улицах Лесной, Правды, Красной Пресне, Фрунзенской набережной, Ленинском проспекте и других паркуют машины на газонах с удвоенной силой.

    Неутешительный диагноз

    Второй компонент грязи в Москве, утверждают эксперты, следы от автомобильного движения. Официально в столице зарегистрировано 4 млн автомобилей, да еще 1,5 млн приезжают из регионов. Это слишком много для существующей улично-дорожной сети города.

    - Асфальт стирает черные автопокрышки, для них он по сути превращается в наждак, - рассказал Дмитрий Хомяков. - Стертые кусочки резины и асфальтовая крошка не выдерживающих нагрузки дорог смешиваются с выхлопными газами, маслами и прочими выбросами от автомобилей. Трафик в Москве вдвое напряженнее, чем в Европе, поэтому и грязи от автомобилей образуется вдвое больше. А еще не забывайте о низком качестве топлива, которое тоже вносит свой вклад в атмосферу.

    "В среднем за год в столичный воздух выбрасывается 1,1 млн тонн загрязнений, из которых 90% от автотранспорта", - подвел итог заммэра Москвы по вопросам ЖКХ Петр Бирюков.

    Неутешительный диагноз ученые ставят и почвам.

    - В Москве они утрамбованы, переуплотнены, загрязнены, - рассказала главный специалист Института экологии города Елена Корнева. - Представляют собой по сути образование из глины, песка, строительных отходов и торфа... И пока они будут такими, грязным в городе будет и воздух.

    Можно было бы взять на вооружение опыт зарубежных городов, например Вены, где траву хотя бы возле деревьев закрывают тяжелой решеткой. Это защищает грунт от вытаптывания и влияния реагентов. Но в департаменте ЖКХ считают такой уход чрезмерно дорогим, да и не уверены в его эффективности для Москвы, так как наши зимы холоднее и снежнее венских.

    Менять же повсеместно почвы на чернозем тоже слишком накладно, а главное - бесполезно: при нынешнем влиянии техногенного фактора они очень скоро снова станут такими же грязными. Потому свежую землю управляющие компании подсыпают лишь на ухоженные газоны и в вазоны с цветами.

    Шампунь смывает все следы

    При ремонте дорог и строительстве новых, как утверждают в департаменте ЖКХ, в Москве применяют самые прочные асфальтобетонные смеси. Допускать же брак подрядчикам невыгодно, так как плохую работу московские власти им просто не оплатят. И тем не менее без брака пока не обходится ни один год.

    Например, по итогам 2013 года работу переделывали 10% фирм на площади более 300 тыс. кв. м. А круговорот грязи на столичных дорогах коммунальщикам удается разорвать пока лишь дважды в год - весной и осенью.

    - В качестве борьбы с грязью перед наступлением зимы и после ее окончания мы четырежды моем все дороги с шампунем, - рассказал "РГ" Петр Бирюков. - Можно было бы мыть чаще, но будет слишком накладно для городского бюджета - одна такая процедура стоит 5 млн рублей.

    С приходом в город тепла, согласно регламенту содержания дорог, коммунальщики промывают трассы по несколько раз в день, и грязи становится заметно меньше.

    Что ж, доживем до лета.

    Кстати

    За малоснежную зиму земля в Москве успела хорошо промерзнуть. Эксперты предупреждают: при обильных снегопадах марта и дружном таянии снега возможны сильные подтопления территорий, а с ним - и провалы почвы и дорожных покрытий. Но это совсем другая история.