Дом у оврага
За Судки - так называются два растянувшихся на несколько километров живописных оврага в центральной части Брянска - горожане сражаются уже лет десять. Однако овраги стали застраивать со всех сторон. Еще в 1994 году Брянская областная дума объявила Верхний и Нижний Судки с родниками и бровками памятниками природы. Брянская обладминистрация в 2007 году приняла постановление о паспорте Судков и потом несколько раз сужала их границы. Например, в ноябре 2010 года чиновники стерли пограничную точку на улице Вильямса, 3. И почти сразу тут возник котлован, а потом начал расти многоэтажный дом.
- Строить на бровках оврагов опасно. Многие здания, даже появившиеся десятки лет назад и находящиеся от них на значительном удалении, покрыты трещинами, так как грунты ползут, - говорит одна из защитниц Судков Елена Павлова.
Депутатов, которые решили отменить границы памятника природы, не остановили и пикеты - в мае прошлого года избранники приняли свое постановление. Правда, речь шла лишь об отмене границ, а статуса памятника овраги не лишились. Тем не менее лазейкой сразу воспользовались. Причем чиновники даже не стали дожидаться опубликования документа. Еще до того, как номер газеты с этим постановлением вышел в свет, департамент экологии и природных ресурсов Брянской области, возглавляемый Василием Ишуткиным, выдал первое заключение. Надзорный орган посчитал его незаконным. Как установила природоохранная прокуратура, в письме управлению по строительству и развитию Брянска от 7 июня 2013 года департамент определил часть Судков как якобы не относящуюся к памятнику природы и его охранной зоне. На основании этой бумаги власти Брянска выдали разрешение на строительство в заповедной зоне. Прокурор Максим Зубко сообщил: "Выводы о нахождении земельных участков за пределами особо охраняемой природной территории не только противоречили действовавшему нормативно-правовому акту, но и требованиям законодательства об особо охраняемых природных территориях".
Кто раскачивает лодку?
В декабре 2013 года чиновники городской администрации выдали разрешение на строительство целого комплекса многоэтажных домов на пересечении улиц Крахмалева и Костычева. Прокуратура направила заявления об устранении нарушений законодательства в суд.
- Границы оврагов были установлены окончательно в 2001 году постановлением областной власти, - поясняет профессор экологии, доктор сельскохозяйственных наук Надежда Кочегарова. - Для этого провели ряд государственных экспертиз. Сейчас в Судках нет ни одного законно построенного дома! Горожане должны идти в суд и добиваться их сноса.
- Они лишили наших детей рябин в парке Соловьи, мы теперь вынуждены ходить по гранитной пустыне на бульваре Гагарина, у нас отбирают дворы и детские площадки, а теперь покусились даже на памятник природы, - жалуется защитница городской зелени Ирина Майорова.
Многие, не веря местным властям, идут к депутату Госдумы. К Екатерине Лаховой обращаются горожане, которые отстаивают бор в микрорайоне Больничный городок. На этот красивый лес наступают частные застройщики и сами власти, которые решили поставить здесь детскую поликлинику. Екатерина Лахова подсчитала, что 14 тысяч детей придется водить в промышленную зону через шумный и опасный Московский проспект. Кроме того, на участке предполагаемого строительства, за который высказался и сам губернатор Николай Денин, придется вырубить часть деревьев.
Под поликлинику жители города предложили другое место, и с ними согласились даже городские власти. Однако в письме Екатерине Лаховой губернатор сообщил: "Вопрос о строительстве поликлиники безосновательно политизируется местными деятелями с целью извлечения политических дивидендов. Ради этого нагнетаются страсти, что не способствует стабильности в регионе". Оказывается, не чиновники нагнетают страсти, а защитники природы.
Услышать горожан
Тем временем "земельные фокусы" продолжаются. Одна из крупных строительных фирм получила под многоэтажную застройку земельные участки под десятью ветхими бараками в микрорайоне, называемом Черметом. Потом вдруг этот участок вырос с семи гектаров сразу до 26. Причем никто при этом не заметил, что на этой площади стоят 200 частных домов.
- Все это происходит из-за того, что мнения людей никто не спрашивает. Случайно жители узнали, что их домовладения одним росчерком пера были переданы под многоэтажную застройку, - говорит председатель комитета горсовета Владимир Аронов.
Один из приемов, с помощью которого у людей отнимают заповедные земли, раскрыли антимонопольщики: "Управление имущественных отношений Брянской области продолжает заключать дополнительные соглашения, предусматривающие жилищное строительство, без торгов". Иначе говоря, сначала выделяют участки якобы для таких целей, которые не вызывают подозрение общества, а потом тихо, без торгов, меняют их назначение. "Но без торгов этого делать нельзя", - поясняет начальник антимонопольного управления Сергей Ведерников.
Впрочем, чем упорнее молчат чиновники, тем лучше организуются горожане. В прошлом году Надежда Кочегарова и ее сподвижник Денис Риц добились через областной суд восстановления первоначальных границ Верхнего и Нижнего Судков. Верховный суд тоже подтвердил их правоту. Общественники уверены, что чиновникам придется ответить и за остальные странные игры с участками. "Победа будет за горожанами", - уверена Кочегарова.
Василий Ишуткин, директор департамента природных ресурсов и экологии Брянской области, на вопрос корреспондента "РГ" о выдаче документа, позволившего начать строительство, заявил, что все делалось с "соблюдением процедурных вопросов":
- Были проведены заседания рабочей группы, созданной в соответствии с постановлением областного правительства. В ней приняли участие представители общественности, науки, партий. Выезжали на место, изучалась ситуация с бараками, которые находились там до того, как начала реализовываться программа переселения из ветхого жилья. Было принято решение по обращению городской администрации об изменении границ в части нахождения этих бараков. Территорию вывели из зоны памятника природы, а бараки снесли. Это сопровождалось договорными отношениями, и они реализованы в значительной части. Сейчас вносить изменения и ввергать город в суды с теми людьми, которые реализуют этот проект, которые понесли затраты, для бюджета, находящегося в сложном положении, наверное, нет никакого смысла.
Готов ли Василий Ишуткин нести ответственность за бумагу, которая по мнению прокуратуры, незаконна?
- Готов, - ответил он.