Закон разрешает использовать Вооруженные силы для защиты наших граждан за рубежом

Обращение президента России Владимира Путина в Совет Федерации об использовании Вооруженных сил на территории Украины до нормализации общественно-политической обстановки в этой стране, выглядит не только логичным, своевременным, но и абсолютно законным.

Напомним, что несколько лет назад полномочия нашей армии за рубежом были расширены после корректировки Закона "Об обороне". Вооруженные силы и находящиеся за пределами страны воинские контингенты РФ тогда наделили четырьмя новыми функциями. Речь - о борьбе с пиратами, защите российских солдат и офицеров за пределами национальной территории, обеспечении безопасности наших граждан за рубежом и оказании военной помощи дружественным России странам.

В сегодняшнем обращении президента в Совфед упомянуты сразу два фактора, которые полностью отвечают требованиям этого закона. Первый - экстраординарная ситуация на Украине угрожает жизни гражданам РФ и нашим соотечественникам. Второй - под угрозой также оказались военнослужащие российского Черноморского флота, который дислоцируется в Крыму в соответствии с международным договором.

Учитывая, что сегодня творится на Украине, самое время вспомнить, почему был скорректирован главный оборонный закон России. Ответ надо искать в событиях, к которым тогда было приковано внимание всего мира - грузинской агрессии против Южной Осетии. В организованной Тбилиси бойне, как известно, погибли не только мирные жители Цхинвала, но и российские миротворцы, сотни наших граждан. Если бы не своевременная помощь военных, количество убитых исчислялось бы десятками тысяч.

Скорректированный Закон "Об обороне" дал гарантию того, что в каком бы уголке Земного шара ни подверглись нападению наши граждане, а уж тем более военные объекты и базы, армия защитит их на совершенно законных основаниях. На Украине сейчас как раз такая ситуация. Официальное обращение властей Крыма за помощью к России и вполне понятная забота о безопасности наших граждан и нашего воинского контингента, находящихся на территории автономии, делает такую помощь - экономическую, финансовую, гуманитарную и даже военную - вполне оправданной и даже необходимой.

Заранее известно, что этот шаг Кремля далеко не все на Западе воспримут с пониманием. Но если оценивать ситуацию на Украине непредвзято, то легко прийти к выводу - иной реакции у России быть просто не могло. Ведь правило - защитить собственных граждан вне зависимости от того, где они попали в беду, - на собственной территории или далеко за ее пределами, - давно стала краеугольным камнем в политике многих стран. Например, американцы, чтобы выручить своих граждан, особенно военных, без раздумья бросали спецназ и в Колумбию, и в Ирак, и в Афганистан. Им, по большому счету, было плевать на местные законы. Страна объявлялась зоной интересов США и - вперед на выручку своих. Конечно, такие спасательные операции Вашингтон широко не афишировал, но от этого их суть не менялась.

Есть еще один момент в пользу нашей военной помощи Украине в целом и жителям Крыма в частности. Тот же Закон "Об обороне" разрешает использовать воинские подразделения для антитеррористической деятельности, в том числе за рубежом. Вооруженных радикалов, в первую очередь боевиков "Правого сектора", которые сейчас пытаются насаждать свои порядки по всей Украине, даже нынешний состав Верховной Рады не рискнул официально наделить правоохранительными функциями. Разоружаться или подчиняться каким-либо властям они отказываются. Вместо этого грабят, убивают, мордуют мирных жителей, в том числе - представителей этой самой власти. А значит, эти люди попадают под понятие "террористы". И защита от них российских граждан абсолютно законна.

комментарий

Руслан Пухов, директор Центра анализа стратегий и технологий:

- Наверняка целью этого российского шага не является юридическое отделение Крыма от Украины - это будет слишком сложно с международной точки зрения. Как можно судить, помимо вполне естественного желания защитить своих граждан и свои военные объекты, целью является достижение максимально широкой автономии Крыма.

Также, видимо, можно добиться бессрочного статуса Черноморского флота и снятия любых ограничений на его действия, его состав и обновление.

Скорее всего, западные страны с готовностью примут любую договоренность по Крыму, не нарушающую формальную целостность Украины. Очевидно, что ни у США, ни у ЕС нет никакого желания идти на серьезную конфронтацию с Москвой по крымскому (да и шире - по украинскому) вопросу, и они усиленно сигналят о готовности учитывать интересы России на Украине, "тесные связи РФ с Украиной" и т.д.

Ну а пока российские военные силы в Крыму фактически гарантируют невозможность для Киева силового сценария там и обеспечат проведение референдума о статусе Крыма.