Речь идет о повышении инвестиционной привлекательности, создании особого налогового режима, строительстве новых объектов транспортной и энергетической инфраструктуры в Сибири и на Дальнем Востоке. Именно этим территориям государство направит в ближайшие десять лет значительные финансовые ресурсы. Цель - не только повысить качество жизни в регионах, но и добиться того, чтобы местные предприятия эффективно работали для укрепления позиций России на мировом рынке.
Аркадий Владимирович, по какому сценарию в ближайшее время будут развиваться регионы Сибири и Дальнего Востока?
Аркадий Дворкович: Первая и главная задача - выполнить уже намеченные планы по созданию современной инфраструктуры в этом огромном регионе, который больше, чем две Европы. Предстоит построить железные, автомобильные дороги, линии связи, аэропорты и порты, объекты генерации электроэнергии и высоковольтные линии электропередач. Это входит в основные планы работы правительства России, и у нас есть для этого ресурсы. Пусть не такие, чтобы решить названные задачи за три-четыре года. Для реализации минимальных планов потребуется, наверное, порядка 10 лет. Но ресурсы, в том числе с учетом средств Фонда национального благосостояния, есть.
Вторая не менее важная задача - развитие социальной инфраструктуры. Качество жизни в Сибири и на Дальнем Востоке не должно отличаться от качества жизни в европейской части страны, в городах, которые сегодня являются лидерами - Москве, Санкт-Петербурге, Казани. И губернаторы последовательно решают эту задачу, выполняя, в том числе, указы президента, реализуя государственные программы, которые утвердило правительство.
И, наконец, третья важная задача - создание специальных стимулов для бизнеса, которые позволят привлечь частные инвестиции. Уже сейчас понятно, что будут реализованы инвестиционные проекты, связанные с Сибирью и Красноярским краем. Речь идет, в частности, о создании Ангаро-Енисейского кластера. В целом мы планируем создать территории опережающего развития с особым льготным режимом. Сейчас обсуждаются параметры конкретных механизмов и в скором времени правительство примет необходимые решения. Будут предложены изменения в законодательство и при одобрении президентом соответствующие законы будут введены в действие.
Некоторые эксперты предлагают потратить часть золотовалютных резервов на оживление экономики: модернизацию промышленности, реализацию крупных инфраструктурных проектов, в том числе в Сибири и на Дальнем Востоке. Как вы оцениваете подобные идеи?
Аркадий Дворкович: Тратить золотовалютные резервы мы точно не будем. Но для реализации крупных инфраструктурных проектов планируется задействовать часть средств Фонда национального благосостояния, причем значительную часть - до 40 процентов, эти средства как раз сейчас размещены в валютных активах. По сути это и является использованием валютных резервов, но на возвратной основе.
В России планируется ужесточить систему контроля за применением генно-модифицированных организмов (ГМО) в производстве сельскохозяйственной продукции. Однако некоторые эксперты считают, что, если страна хочет занять лидирующие позиции на мировом продовольственном рынке, например, с учетом геополитического расположения Дальнего Востока, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, без этого не обойтись. ГМО можно использовать в промышленности - изготавливать более качественный российский лен или хлопок.
Аркадий Дворкович: Правительство прежде всего против выращивания сельскохозяйственной продукции на основе генно-модифицированных организмов для продовольственных целей. Это безусловное табу на данный момент. Мы не располагаем точными данными о том, как влияют эти организмы на здоровье людей, причем в долгосрочной перспективе, ведь речь идет о будущих поколениях. Поэтому пока ученые не докажут безопасность применения ГМО, никаких шагов делать не будем.
Однако на рынке уже есть продукция с генно-модифицированными организмами, и необходимо поставить этот процесс под жесткий контроль с полным декларированием всей необходимой информации. В Госдуму внесен законопроект о запрете выращивания пищевых товаров из генно-модифицированных организмов. Думаю, что после проработки, и, возможно, каких-то редакционных изменений законодательство может быть принято. Также будет скорректировано постановление правительства для усиления контроля за этими процессами. Кроме того надо развивать саму науку и делать все, чтобы в этом вопросе Россия была не в числе отстающих, а на передовой.
Что касается использования ГМО в производстве непродовольственных товаров, то этот вопрос также должен решаться после проведения научных исследований.
Очевидно, что правительство России подходит избирательно к приватизации госимущества. По каким критериям отбираются предприятия, которые стоит оставить "в руках" государства? А какие будут приватизированы с целью повышения эффективности деятельности и наполнения бюджета? Не отразится ли переход на коммерческую основу на сотрудниках предприятий? Имеется в виду сокращение штатов, снижение зарплат.
Аркадий Дворкович: Правительство России приняло программу приватизации и никаких крупных дополнений к ней не планируется. В эту программу входят практически все крупнейшие компании. Но крупнейшие инфраструктурные монополии мы оставим под государственным контролем, то есть приватизироваться будут только миноритарные пакеты и делаться это будет очень аккуратно.
В конкурентном секторе - в финансовом, нефтяном - приватизация будет идти более активно. Но мы планируем делать это поэтапно, не передавая сразу все пакеты целиком, рыночная конъюнктура пока еще не достаточно хорошая для этого. То есть действовать надо в тот момент, когда рынок будет в более приличном состоянии. Где-то мы уже видим улучшение и планируем такие сделки, где-то еще придется подождать.
Что касается мер по повышению эффективности деятельности компаний, то они не связаны с приватизацией. Нам нужно, чтобы производительность труда в этих компаниях была на самом высоком уровне. Какие-то сокращения персонала неизбежны, но делаться это будет аккуратно, с выполнением всех социальных обязательств, с предоставлением возможности получить новую работу, повысить квалификацию. На это заложены достаточные большие средства в бюджете, и люди не пострадают. Но компании должны работать на самом высоком уровне эффективности.
Алексей Текслер, заместитель министра энергетики России:
Если говорить о перспективных проектах в энергетике для Сибири и Дальнего Востока я бы отметил, что мы планируем в этом году рассмотреть и принять ряд стратегических документов – от энергостратегии до уточнения схем размещения объектов энергетики, газовой и нефтяной отрасли. Сейчас по поручению правительства проводим аудит энергообеспечения территории Дальнего Востока, взаимодействуем с Минвостокразвития по теме территорий опережающего роста. И совокупно рассматривая все эти направления, планируем определиться с окончательным набором проектов.
Сейчас можно говорить о крупнейших четырех объектах, по которым уже завершена подготовка проектно-сметной документации, проведен технико-ценовой аудит. Это объекты генерации на Сахалине, в Благовещенске, в Советской Гавани и в Якутии. На это государство уже выделило 50 миллиардов.
Еще один большой проект, по которому решение уже принято, касается расширения БАМа и Транссиба. По нашей части речь идет об обеспечении снабжения проекта его энергетической мощностью. Цена реализации только этой части проекта – до 100 миллиардов рублей.
Также рассматривается реализация ряда других проектов, в частности, по развитию электросетевого хозяйства. В этом году начнется строительство линий электропередач в Магаданской области. Это важно и для решения проблем с дополнительными источниками энергоснабжения для Магадана, и для работы Усть-Среднеканской гидроэлектростанции, строительство которой завершается в этом регионе.
Набор проектов, как я уже сказал, подлежит уточнению. В этом году мы окончательно определимся как с их списком, так и объемом финансирования. Но ставится параллельная задача: чтобы с их реализацией не была увеличена тарифная нагрузка. Потому что сегодня, особенно на Дальнем Востоке, есть территории с избыточной генерацией и, вводя новые объекты, надо принимать решения в отношении старых, неэффективных мощностей. То есть, вводя новые объекты, мы будем закрывать старые. Это комплексная, большая задача.