Таких активов на рынке довольно много, особенно в регионах - по словам экспертов, достаточно выехать за пределы МКАД, в Подмосковье, где сохраняется много неконсолидированных операторов. "Придите в любой город, и вы увидите, что там присутствуют как минимум 3-4 независимых оператора, которые работают только в этом городе. Чем вам не сегмент для консолидации? А если перевалить за Урал, там про федеральных операторов ШПД зачастую вообще не слышали", - заявил управляющий партнер Blaze Consulting Леонид Никитин. Он привел аналогию из другой отрасли - торговли, где еще два года назад федеральные продуктовые ретейлеры заявляли, что Урал и все, что дальше, им неинтересно со стратегической точки зрения. Их отпугивали затраты на логистику, из-за которых транспортировать товары и открывать новые магазины было невыгодно. Однако сейчас некоторые крупные продуктовые сети присутствуют не только в Москве или, скажем, Приволжье, но и в Сибири.
"Видимо, уровень конкуренции в ретейле в европейской части России был уже таков, что проблемы логистики вдруг стали менее важными при выборе места для открытия новых магазинов, - сказал Никитин. - Думаю, что это справедливо и для телекома, для ШПД в первую очередь. Как только уровень конкуренции в центральных регионах России, который пока даже в Московской области довольно низок, достигнет определенного пика, ШПД-операторы, в первую очередь большой тройки и несколько федеральных, кинутся в другие регионы для того, чтобы проводить M&A.
При этом эксперт добавил, что входить в новый регион гораздо проще, покупая уже существующие активы, нежели строя сеть с нуля. "Ты покупаешь базу уже лояльных абонентов, которых просто уведомляешь о том, что теперь компания, которая предоставляет им услуги, называется не "Ромашка-телеком", а как-то иначе", - сказал Никитин. Однако в такой модели есть и недостатки - коммерческий директор ГК Inoventica Павел Поздняков напомнил о крупной сделке двухгодичной давности одного из операторов большой тройки, который присоединил к себе более мелкого оператора. Крупный оператор перевел на себя клиентов более мелкого, однако получил не только их, но и инфраструктуру, которая была не нужна - фактически она дублировала уже существующую у него сеть. Между тем именно сеть стоила основных денег, заплаченных за присоединение. Усвоив этот опыт, во второй подобной сделке оператор большой тройки покупал уже только клиентскую базу более мелкого оператора, без инфраструктуры.
В ближайшее время на рынке не предвидится крупных сделок, подтвердил партнер, руководитель практики телекоммуникаций, медиа- и высоких технологий Ernst&Young (CIS) Михаил Романов. Он согласился с тем, что основная M&A активность будет связана с мелкими игроками из сегмента ШПД. "Я бы не сказал, что качественно это будут очень интересные сделки, но это нормальная операционная консолидация. Зачем нужны несколько маленьких компаний, когда можно это все сделать руками больших", - отметил он. Однако, несмотря на то, что возможности для консолидации остаются, есть определенные сдерживающие факторы. В частности, для крупных и средних игроков это тот объем усилий для подготовки сделки, который они затрачивают, и сопутствующие расходы. На миллиардную сделку усилия и расходы примерно такие же, как и на сделку в 50 млн руб., пояснил замгендиректора по M&A Virgin Connet Вячеслав Решетько. Поэтому, естественно, операторы всегда обращают внимание прежде всего на качественные активы большего размера и только потом - на более мелкие сделки. "С ходом консолидации рынка, поскольку крупных хороших активов практически не остается, тренд будет идти в уменьшение размера суммы сделки", - отметил эксперт.
Участники форума не сомневаются, что в регионах есть стратегически мыслящие компании, в том числе операторы ШПД, которые реализуют стратегию покупки более мелких конкурентов и интегрируют их сеть в уже существующую. Это поможет в будущем либо иметь преимущество перед федеральным оператором, либо выстроить свою стратегию на продажу этого стратегического преимущества тому же федеральному оператору. По словам партнера Constanta Capital Георгия Никольского, уже есть факты покупки мелких операторов более крупными регионального масштаба. "Есть слияния, когда сети сопоставимого масштаба сливаются, консолидируются, иногда неформально, проводят единую маркетинговую политику, чтобы охранять свой рынок от большой тройки. Я бы сказал, что их можно назвать стратегически мыслящими", - отметил он.
Впрочем, основным консолидатором рынка и покупателем мелких активов большинство экспертов назвали все ту же большую тройку операторов. По словам директора по коммуникациям "Гарс Телеком" Михаила Сергеева, покупатели появятся, если будет что поглощать. "Мы в свое время столкнулись с тем, что некрупные операторы прекрасно понимают, что никто их из-за их размера не купит по мультипликаторам, по которым они хотели бы продаться. Они могут попытаться как-то совместно вести бизнес, подружиться, не купить друг друга, а слиться, чтобы стать более привлекательными для интересных, серьезных консолидаторов", - сказал он. Этот тренд начал стабильно развиваться сразу после кризиса.