Все началось со случайной покупки на "блошином рынке" Волгограда - за 200 рублей волгоградец Эдуард Стаценко, радиофизик по образованию, на развале приобрел ноутбук Veridata. Экзотическая вещица. Cейчас от компании Veridata - одно упоминание в интернете, и одна выпущенная ею модель компьютера, представленная в коллекции увлеченного волгоградца. После "Веридаты" и понеслось…
- Жена сначала не разделяла моего хобби, это же все время, деньги, пространство, - признается Эдуард Стаценко. - Но потом сама втянулась, увлеклась.
Когда коллекция разрослась, Эдуард Стаценко задумал открыть музей компьютерной техники.
- Понимаете, компьютерные технологии - та сфера, где реальность буквально на наших глазах становится историей, - говорит Эдуард Стаценко. - Отрасль развивается всего лишь 35 - 40 лет, но многие вещи уже забыты или утеряны. А хочется их сохранить…
В волгоградском музее два зала. Экспозиция первого рассказывает о счетных машинах "докомпьютерной эры", начиная с обычных счет (те, кто "родом из СССР", отлично помнят, как ловко клацали на них костяшками продавщицы в советских магазинах) и заканчивая прототипами первых компьютеров. Есть здесь арифмометр "Феликс" ("На таком обсчитывался запуск первого космического спутника", - комментирует Стаценко), английская машинка для сложения "Sumlock" ("Полностью механическая, считает быстрее современных калькуляторов") и даже первый советский калькулятор на транзисторах, весивший 25 килограммов. Экскурсия - увлекательнейшая.
- Вот первый микрокалькулятор, который выпускала советская промышленность, "Электроника БЗ-04", - рассказывает Эдуард Стаценко. - Редкая вещь, ценится среди коллекционеров. Дело в том, что у него стеклянная плата внутри, и достаточно было один раз уронить эту машинку, чтобы она вышла из строя. И стеклянный экран без подстветки - требовалось смотреть на просвет.
А вот первый программируемый калькулятор с энергонезависимой памятью. Такой летал в космос на корабле "Союз ТМ-7". Его брали на случай, если откажет бортовой компьютер. На этом калькуляторе можно было рассчитать траекторию приземления.
Очень необычно по нынешним временам выглядят вычислительные машины, в которые программы вводились с помощью перфолент, перфокарт, затем - магнитных лет и магнитных дисков. В аналоговой вычислительной машине программа вводилась проводами (работа оператора со стороны похожа на работу телефониста на старинной телефонной станции).
"Прадедушка" современного винчестера с объемом памяти в 10 мегабайт занимает в буквальном смысле полстола: его вес - 35 килограммов, масса корзины под него - 38 килограммов. За 40 лет он сильно уменьшился в размерах, "усох", но принцип его работы не изменился. Устройство же под названием "стример" современным пользователям ПК вовсе неизвестно - это устройство хранения информации, похожее на аудио- или видеокассету.
"Жемчужины" коллекции - "Apple 2", первый массовый компьютер от "Apple", и "Apple 3", чуть не угробивший фирму, которая сумела удержаться на плаву только благодаря продолжившемуся выпуску предшествующей модели.
- Дело в том, что Стив Джобс допустил ошибку: третий "Apple" выпускался на чугунной станине, и Джобс посчитал, что благодаря чугуну тепло будет рассеиваться, а потому для охлаждения не обязательно устанавливаться вентилятор, который сильно шумел, - поясняет Эдуард Стаценко. - На деле же получилось, что при длительной работе компьютер перегревался, выходил из строя, и покупатели массово стали нести его назад и требовать обратно свои деньги.
У первого ноутбука "Osborne-1" клавиатура отстегивается, экран - с ладонь, тогда как сам в закрытом виде - здоровенный чемоданище. У его прямого конкурента "KayPRO" экран в четыре раза больше - это преимущество было использовано в рекламной кампании. Но несмотря на успешность обоих ноутбуков в свое время, их производители "до наших дней" не дожили, выпустив всего лишь по одной модели.
- В современных учебниках экономики описан "эффект Осборна": компания объявила о выпуске второй модели ноутбука, тогда как реально разработки не начинались даже на бумаге. В ожидании новой версии компьютера пользователи перестали покупать первую, и фирма разорилась, - рассказывает Стаценко.
Есть в коллекции и первый "наладонник", появившийся в 1981 году, со встроенным принтером и микрокассетным магнитофоном; и первый планшетный компьютер - в нем уже угадываются черты современных планшетов.
Представляет экспозиция и многочисленные "игровые компьютеры", получившие в России название "приставок", и их российские копии, сделанные умельцами в "кооперативах". Просто очаровала одна такая, выпущенная под маркой "Нафаня" - в чувстве юмора неизвестному производителю не откажешь.
- Больше всего меня радует реакция посетителей, - говорит хозяин музея. - Одна девочка-четвероклассница призналась: "Я потрясена!" На школьников я и рассчитывал. Но, как выясняется, интересно и взрослым. Бабушка, пришедшая с внучкой, увидела арифмометр и тут же выдала: "Да я и сейчас на нем с закрытыми глазами что угодно посчитать смогу!"
В планах Эдуарда Стаценко - оформить помещение в соответствующем стиле, подключить технику к электросети и сделать музей интерактивным, ведь почти все представленные экспонаты - работающие! Причем большую часть из них хозяин реставрирует сам. Например, представленную на выставке советскую "Электронику" 1987 года - наш ответ "IBM PC" - собрал из семи машин.
Кроме того, Стаценко мечтает также открыть третий зал: где разместится экспозиция "Мелодия, застывшая в веках". Помимо компьютеров, коллекционер собирает еще и звукозаписывающие устройства, начиная от фонографа Эдисона образца 1898 года, где запись шла на покрытые воском валики, до профессиональной аппаратуры конца 1990-х годов.