Как выглядит военный "Роллс-Ройс"
Чарльз Роллс был богатым предпринимателем, Генри Ройс - талантливым инженером. Роли в компании распределились соответственно: Роллс занимался финансами и продажей, Ройс - проектированием и производством.
Несмотря на то, что всему миру фирма Роллс-Ройс известна в первую очередь из-за автомобилей, прославилась и процвела она благодаря авиационным двигателям. Во время Первой мировой войны половина самолетов Антанты была оснащена моторами Ройса - этот факт принес ему титул баронета. А последний спроектированный сэром Ройсом двигатель Merlin стал легендой мировой авиации. Им оснащались предвоенные самолеты-рекордисты и большинство истребителей Великобритании и США Второй мировой.
Сегодня моторы Роллс-Ройс устанавливаются на гражданские и военные самолеты и вертолеты по обе стороны Атлантики. В частности, с британскими моторами летал "Конкорд", силовая установка американского перспективного истребителя F-35 разработана с участием подразделения Rolls-Royce Defence.
Призрак с пулеметом
Уже первый серийный автомобиль фирмы, Silver Ghost (Серебряный призрак) привлек внимание военных. Автомобиль отличался бесшумной работой, исключительной надежностью и техническим совершенством. Он имел 6-цилиндровый двигатель мощностью 48 лошадиных сил с алюминиевыми поршнями, две свечи на цилиндр, прочное шасси с рессорной подвеской, 4-скоростную механическую коробку передач, барабанные тормоза и редкий в то время электрический стартер.
Идея создания броневика принадлежит капитану третьего ранга из Королевского департамента военно-морской авиации Чарльзу Сэмсону - в августе 1914 года он предложил использовать оснащенные пулеметами автомобили для борьбы с немецкой авиацией и пленения сбитых пилотов. Во время одной из таких операций Сэмсон получил по челюсти бутылкой имбирного пива, запущенной недовольным бельгийцем. После инцидента автомобили оснастили импровизированной броней из 6-миллиметрового котельного железа, а брат Сэмсона Феликс при поддержке первого лорда Адмиралтейства Уинстона Черчилля занялся разработкой штатного бронекорпуса.
Заказ на их изготовление разместили на французской судостроительной фирме из Дюнкерка, где производили высококачественную хромированную сталь для пароходных котлов, хорошо защищавшую также от ружейного и пулеметного огня. Позже в Дюнкерке стали собирать и сами броневики.
Для нужд армии вместо роскошного кузова на "роллс-ройсовское" шасси устанавливали клепаный корпус из брони толщиной 8-9 миллиметров. В задней части машины находилось боевое отделение с поворотной башенкой, оснащенной пулеметом Максима калибра 7,69 миллиметров или 7,6-миллиметровым "Викерсом". Туда же, под защиту усиленных лонжеронов рамы перенесли топливный бак. Благородное происхождение автомобиля безошибочно угадывалось по форме радиатора, напоминающего фронтон античного храма. Правда, статуэтки "Дух экстаза" на нем не было.
Бронированные "призраки" прослужили в британской армии аж до 1954 года, несколько раз при этом модернизируясь. В 21-м году модификация для Индии получила куполообразную башню с четырьмя пулеметами. В 24-м на броневик стали устанавливать второй пулемет на турели. В 41-м 34 автомобиля 11-го гусарского полка получили новый комплект вооружения: 14,3 миллиметровое противотанковое ружье Бойса и пулемет Брен в открытой рубке.
Поток мощности
Большинство турбореактивных двигателей Роллс Ройс имеют имена британских рек: Дервент, Трент, Спей... Как объясняют в компании, поток мощности в реактивном двигателе похож на плавное течение реки - в отличие от пульсации мощности в поршневом моторе. Исключение составляют моторы "Адур" и "Пегас". Первый назван в честь французской реки (поскольку делают его в кооперации с французской фирмой) и устанавливается на палубные самолеты ВМС США. Второй, носящий имя крылатого коня, поднимает в воздух штурмовики Harrier II с вертикальным взлетом, стоящие на вооружении британских ВВС и американской морской пехоты. Четыре сопла Пегаса способны поворачиваться на 90 градусов, обеспечивая как вертикальную подъемную силу, так и горизонтальное ускорение.
Мотором "Дервент" оснащались первые британские реактивные истребители Gloster Meteor, поступившие на вооружение в 1944 году. Они охотились за немецкими самолето-снарядами "Фау-1" и сбили 14 штук. 7 ноября 1945 года модифицированный Meteor F.Mk IV установил мировой рекорд скорости - 969,6 километра в час. Рекордистом был и поршневой двигатель "Игл" - бомбардировщик Vickers Vimy с двумя такими моторами в 20-х годах прошлого века совершил первый беспосадочный перелет через Атлантику и долетел из Англии до Австралии.
Семейство двигателей "Мерлин" названо в честь мудреца и волшебника из кельтских мифов. Действительно, оснащенные этими моторами английские и американские истребители Второй мировой творили чудеса. Сейчас британские реактивные моторы устанавливаются на истребитель Eurofighter Typhoon, истребитель Panavia Tornado, стоящий на вооружении ВВС Великобритании, Германии, Италии и Саудовской Аравии, итальянский легкий штурмовик Aermacchi MB339. С турбовинтовыми моторами Роллс-Ройс летают американские электронные разведчики Northrop Grumman E-2C Hawkeye, самолеты береговой охраны США P-3C Orion.
Турбовальные двигатели с двумя буквами R на боку устанавливаются на большинство боевых и многоцелевых вертолетов НАТО: американские Boeing-Sikorsky RAH-66 Comanche и Sikorsky UH-60 Black Hawk, франко-германский Eurocopter Tiger, итальянский Agusta A129 Mangusta. В 2013 году компания заявила о намерении печатать детали для перспективных авиадвигателей на 3D-принтерах.
Кроме того, "Роллс-Ройс" делает газотурбинные силовые установки для бронетехники и ядерные реакторы для британских подводных лодок.