Надо отметить, что Федеральная служба по оборонному заказу этот заказ не формирует, она контролирует его исполнение, а также решает спорные вопросы между заказчиками и исполнителями. Подчиняется напрямую правительству РФ.
Как рассказал "Российской газете" директор Рособоронзаказа Александр Потапов, по результатам прошлого года было выявлено различных нарушений на общую сумму 45 миллиардов рублей. Кстати, по итогам 2012 года нарушения оценивались в 10 миллиардов. Почти пятикратный рост связан не с тем, что стали больше воровать или хуже работать. Стали просто лучше и грамотнее считать. Кстати, 45 миллиардов - не украденная сумма, это деньги, которые можно было потратить более эффективно и с большей конечной отдачей. Нарушения, выявленные специалистами Рособоронзаказа, присутствуют фактически на всех основных этапах: планировании, размещении оборонзаказа и его выполнении. Некачественное планирование ведет к несвоевременному размещению заказа, как следствие - к срыву его выполнения. Недопустимо, чтобы контракт на текущий год заключался осенью, а такое было сплошь и рядом. Лишь в текущем году удалось ускорить процесс контрактации. Предполагается, что до 15 мая все контракты на 2014 год будут подписаны и откроется их финансирование.
Самую негативную роль сыграла потеря профессионализма. Безденежье девяностых и кадровая чехарда привели к тому, что настоящих профессионалов своего дела можно пересчитать по пальцам. Заказчики, и это не редкость, с трудом формулируют требования к новой технике, к тому же без учета состояния промышленности.
При бывшем министре обороны были сделаны серьезные заказы по качественному обновлению военной техники. Например, созданы образцы бронетехники нового поколения. Но прежнее руководство военного ведомства настолько "оптимизировало" свои научно-исследовательские и испытательные институты, что офицеров-исследователей в них почти не осталось. В частности, значительно снижен статус 38-го НИИИ БТВТ в Кубинке. В нем, между прочим, исторически формулировались требования к перспективным образцам бронетехники и велись ее тщательные испытания.
А сейчас не совсем понятно, кто, как и по каким методикам будет испытывать новые танки, боевые машины пехоты и бронетранспортеры. По мнению экспертов, это может привести к задержке с началом серийного выпуска и поступления в войска новой бронетехники.
Сколько говорилось о наведении порядка в утилизации боеприпасов и военной техники, но ситуация остается безрадостной. Правда, взрывать боеприпасы на полигонах прекратили. Зато случается, когда на предприятие, подписавшее, к примеру, контракт на утилизацию авиабомб, из военных арсеналов приходят эшелоны с артиллерийскими снарядами. Это ведет к срыву сроков исполнения контрактов, растет стоимость работ.
На предстоящей коллегии будут рассмотрены не только вопросы, связанные с финансовыми потерями, но и законодательно-правовые. Сейчас правовое поле, в котором работают предприятия ОПК, меняется очень сильно. В связи с этим возникают юридические нестыковки, какие-то противоречия. Все это предстоит изучить и сгладить.
Десять лет назад, 11 марта 2003 года, был образован комитет по оборонному заказу. А 9 марта 2004 года создана Федеральная служба по оборонзаказу. Так что служба отметила одиннадцатый день рождения и десятилетний юбилей одновременно.