В Петербурге до сих пор не справились с плохим ремонтом дорог
Двойной ремонт
Жители Васильевского острова с замиранием сердца ждут ремонта Большого проспекта. Дорожники здесь появляются регулярно. В феврале небольшой участок закрывали для устранения последствий прорыва теплотрассы. В прошлом году между 4-й и 5-й линиями образовался провал. Причина та же - прорыв теплопровода. В 2012-м проспект закрывали на ремонт, правда, вызванный не коммунальными сбоями, а подготовкой к экономическому форуму.
В прошлом году по Песочной набережной прокладывали кабель. И хотя после себя коммунальщики должны были оставить ровный асфальт, ремонт дороги в этом году запланирован вновь.
Встречается и обратная ситуация. В 2013-м ремонт дороги произвели на Фучика, Бухарестской, Сенатской, Кирочной и Выборгском шоссе. Но в нынешнем году на этих же самых улицах отремонтируют тепломагистраль. Значит, асфальт снова будут снимать. А потом класть. И все это за бюджетные деньги.
Неужели нельзя заранее предусмотреть подобные работы и совместить ремонт теплотрассы и дороги?
Решить этот вопрос власти Петербурга не могут уже много лет. Структур, занимающихся ремонтом, много, и между собой они практически не координируются. Все организации (энергетики, водоканал, дорожники) представляют в комитет по транспортной инфраструктуре заявки, где указывают перечень объектов, которые они считают нужным отремонтировать в ближайший сезон. Однако согласовать свои действия чиновники не в состоянии.
Это - плановый ремонт. А если произошел прорыв, то тут не до заявок. При внеплановом ремонте разрывают участок, чинят трубы, а работы по благоустройству переносят до наступления хорошей погоды. Долгие годы некоторые организации пользовались правом на внеплановый ремонт и чинили дороги, когда им вздумается, спасаясь таким образом от бумажной волокиты и тратя значительные бюджетные средства.
С прошлого года специалисты Государственной административно-технической инспекции стали с такой практикой бороться. В планах добиться к следующему году, чтобы только 20 процентов от всех ремонтных работ сетей были внеплановые. Все остальные - строго по заявкам. Определенные результаты уже есть: количество внеплановых работ сократилось на 40 процентов.
Решить проблему могла бы система, когда все организации представляют четкие долгосрочные планы, а их сведение воедино позволило бы избежать повторного ремонта дорог.
- Существуют так называемые двойные контракты, когда одновременно проектируется ремонт теплосетей и дорог. Такие проекты стоят дороже типовых, но это все равно выгоднее, чем устранять прорывы или чинить теплотрассу на следующий год после укладки асфальта. Двойные контракты появились года два назад, но пока они массовыми не являются. Причину я вижу в стоимости работ, а также в том, что пока существует некоторая несогласованность структур, которые связаны с дорожным ремонтом. У нас дороги не строятся на десятилетия, есть подрядчик, который отвечает за их содержание и ремонт только в определенный период. И каждый вид работ ему оплачивают из бюджета. Поэтому и нет заинтересованности в том, чтобы избежать двойного ремонта и применять инновационные материалы. В странах ЕС часто используется система контрактов жизненного цикла, когда одна фирма следит за дорогой десятки лет. В России тоже есть нормативная база для заключения подобных договоров, но в Петербурге, к примеру, не подписано ни одного такого соглашения, - сообщила "РГ" заместитель генерального директора НИПИ Территориального развития и транспортной инфраструктуры Светлана Воронцова.
Невзирая на погоду
Существуют федеральные стандарты, согласно которым дорога в городской черте после ремонта должна функционировать не менее четырех лет. В то же время дорожники уже готовятся к работам на улице Кораблестроителей, которую ремонтировали в 2011 году. Цена вопроса - 90,5 миллиона рублей. До этого ремонт на улице проводился в 2009-м, однако асфальт тогда меняли поздней осенью, работы велись под снегом и дождем. Поэтому, несмотря на то что на участке были заняты 11 дорожных компаний, качество работы оставило желать лучшего.
В Санкт-Петербурге нет единой дорожной лаборатории, которая проверяла бы все материалы, поступающие для ремонта. Химия в последние годы играет в отрасли решающую роль, появляются присадки, способные продлить жизнь полотна. Однако все они стоят денег, а учитывая, что контролируется в основном толщина асфальта, но никак не состав, который укладывается на улицы, подрядчики не спешат использовать новые технологии. Срываются сроки, работы начинаются в любое время, несмотря на метеоусловия. Все эти моменты прописаны в конкурсной документации. Если подрядчик нарушает условия, то его штрафуют. В прошлом году различные санкции были введены в отношении большей части подрядчиков, занимающихся дорожным ремонтом. Специалисты ГАТИ составили 6666 административных протоколов, сумма штрафов составила 319 миллионов рублей. На каждого нарушителя получилось чуть более 47 тысяч.
Принципы защиты прав потребителей действуют и в дорожном строительстве. Если подрядчик выполнил ремонт некачественно и в течение гарантийного срока дорога пришла в негодность, то он должен починить ее за свой счет. Постепенно эта норма начинает работать. Прецеденты, когда дорожники исправляли ошибки, уже есть в Башкирии и в Волгоградской области. Однако в Петербурге таких случаев пока нет. Подрядчики уверены, что ремонтируемую ими улицу в грядущую или следующую зиму непременно перекопают из-за аварии или прокладки очередного кабеля, а раз так, то в реальности никто не сможет оценить, сколько лет служит дорога и как она сделана.
С этого года вводится ответственность генеральных подрядчиков за качество выполнения работ, в ГАТИ надеются, что такая мера сделает невыгодным обращение к большому количеству субподрядчиков. Однако, как эта ответственность скажется на качестве дорог, остается только гадать.
С 2015-го штрафовать за срывы сроков или ненадлежащее качество будут и заказчиков. Роль заказчика в дорожном ремонте тоже велика. Именно он следит за тем, чтобы работа выполнялась в соответствии с проектом, чтобы использовались нужные материалы, а объект был сдан в срок. Пока заказчик не несет ответственности за то, что сделала подрядная организация, контроля за деятельностью дорожников не добиться.
Когда организация, заказавшая ремонт дороги, окажется связанной круговой порукой с подрядчиком, то сдача дороги уже перестанет быть формальностью. В ряде регионов страны уже были прецеденты, когда заказчики отказывались подписывать акты о приемке заведомо некачественно отремонтированной трассы. Соответственно, и подрядчик не получал денег за проведенные работы. Суммы на его счета поступали только после устранения всех недочетов.
Тендер на все
Справедливости ради стоит отметить, что сроки срываются не только по вине подрядчиков. В прошлом году, например, должны были ремонтировать улицу Савушкина. Стоимость работ оценили в 1,32 миллиарда рублей. Однако магистраль так и не начали ремонтировать. Дело в том, что сразу после объявления конкурса в УФАС и другие ведомства стали поступать жалобы от общественников и потенциальных участников аукциона. В конце года контракт с победителем все-таки был заключен, но ремонтировать улицу уже было поздно. Между тем дело перекочевало в суды, и в конце февраля стало ясно: ремонта и вовсе может не быть. Сейчас судьба улицы Савушкина решается в арбитраже, и если суд вынесет решение, что в конкурсной процедуре была ошибка или сумма контракта не соответствует объему выполняемых работ, то ремонт перенесут на три года.
Результаты дорожных конкурсов оспариваются, и довольно активно. Именно по этой причине в прошлом году не отремонтировали дорог больше чем на миллиард. Пока длились разбирательства, заканчивался сезон. В этом году претензии к организаторам конкурсов также возникли. Активисты из общественных движений заинтересовались, во-первых, датами объявления тендера (документы были вывешены на сайт госзакупок в ночь с 30 на 31 декабря 2013 года), во-вторых, тем, что заявки оформлены в форме скриншота, а не в формате редактируемого документа. Пока решений по их жалобам нет.
Алексей Макаров, депутат Законодательного собрания, заместитель председателя Комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам:
- Ситуации бывают разные. В городе есть магистрали, которые испытывают колоссальную нагрузку, например Пулковское шоссе. И меня не удивляет, что там чуть ли не каждый сезон ремонтируют покрытие. Но в то же время в городе встречается совершенно возмутительная практика, когда после работ по благоустройству на этом же участке прокладывают кабели или ремонтируют трубы. В прошлом году был принят закон "О порядке ремонта и содержания автомобильных дорог", который такие действия запрещает. Сама нынешняя система обслуживания и ремонта дорог во многом несовершенна. Подрядчики меняются чуть ли не каждый год, большинство из них стремится тут же объявить, что за дорогой следили плохо и магистраль вновь нуждается в ремонте. Выходом могли бы стать долгосрочные контракты, суть которых в том, что подрядчику выгоднее содержать дорогу в нормальном состоянии, чем ее постоянно ремонтировать, поможет усилить контроль в данной сфере и введение ответственности для генподрядчиков и заказчиков. Кроме того, считаю, что в данной сфере необходим и общественный контроль. Зачастую о ремонте магистралей граждане узнают уже по факту, когда перекрывается улица. Необходимо информировать горожан обо всех планах, связанных с дорожным ремонтом, и не важно, идет ли речь о прокладке сетей или о благоустройстве.