Верховная рада не заинтересована в поиске виновных в убийствах в Киеве

Политическое шоу, которому дали название "Кто стрелял на "майдане"?", было разыграно в Верховной раде Украины. Все прошло как по нотам, тем более что результаты якобы расследования были заранее переданы для публикации украинским СМИ.

Выводы следствия полностью отвечали интересам новой украинской власти - во всем виноват президент Виктор Янукович и его окружение.

Впрочем, иного ждать не приходилось после того, как Киев отказался привлечь к расследованию независимые международные организации и заявил, что во всем разберется сам. Разбиралась в этом вопросе генеральная прокуратура Украины, которую возглавляет представитель националистической "Свободы", и министерство внутренних дел, которым руководит ставленник партии "Батькивщина".

Захватившей власть оппозиции требовалось во что бы то ни стало доказать - за гибель людей от рук неизвестных снайперов на "майдане" несет ответственность президент Украины. И. о. министра внутренних дел Арсен Аваков в качестве исполнителей назвал бойцов подразделения "Беркут". Но поскольку уже установлено, что милиционеры во время февральских событий не имели оружия и пользовались только спецсредствами, министр проявил удивительную смекалку. Так на свет появилась несуществующая "черная рота" в составе беркутовцев.

Она-то по версии нынешних политических дознавателей и вела стрельбу.

Количество нестыковок, которые с суровым видом озвучивали киевские пинкертоны, поражает многообразием. Например, и.о генпрокурора Олег Махницкий утверждал, что беркутовцы стреляли из снайперской винтовки СКС. Даже тот факт, что этот карабин давно устарел (он был разработан в 1945 году) и стоял на вооружении только инженерных частей, прокурора не смутил.

В украинской генпрокуратуре цитируют фальшивые признания, сделанные, как утверждают фантасты-дознаватели, сотрудниками "Беркута", о том, что оружие специальной роте выдавали, чтобы отстреливаться от наступающих боевиков. Но какое отношение эти выбитые следствием показания имеют к снайперской стрельбе? Ведь от рук неизвестных убийц погибли не только гражданские лица, но и многочисленные сотрудники милиции.

Стремясь выполнить "госзаказ" украинское следствие тщательно обошло все обстоятельства,  способные пролить свет на виновников трагических событий. В частности, осталось не ясным, действительно ли демонстрантов и милиционеров убивали из одной и той же винтовки. И кто были люди, выходившие со снайперским  оружием из здания Филармонии, которое контролировали боевики под руководством нынешнего секретаря совета национальной безопасности Андрея Парубия.  В недавнем прошлом он был комендантом Евромайдана и, по слухам, давно и тесно связан с американскими спецслужбами.

Судя по тому, что говорил  и.о. главы МВД Арсений Аваков, перед следствием вообще не стояла задача установить истину. Ведь виновных в гибели людей на "майдане" нынешние украинские власти назвали заранее. Так что дознавателям оставалось лишь подогнать факты, чтобы они устроили заказчиков разыгранного в Верховной раде политического представления. Что, разумеется, дало формальную возможность международным европейским организациям в будущем отказаться от новых расследований событий на "майдане", сославшись на заключение украинского правосудия.

А ведь о необходимости тщательного изучения всех данных о случаях стрельбы не раз говорилось в ООН, а также на других международных площадках. Тем не менее, долгое время новые власти в Киеве обходили стороной эти призывы. Однако после того, как в интернет просочилась запись беседы верховного представителя ЕС по внешней политике Кэтрин Эштон и министра иностранных дел Эстонии Урмаса Паэта, отрицать очевидное стало невозможно.

Напомним, что в разговоре, достоверность которого признали ее участники, эстонский министр обращает внимание Эштон на факты, подтверждающие, что в демонстрантов и представителей правоохранительных органов стреляли одни и те же снайперы. "Все свидетельства показывают, что застреленные снайперами люди с обеих сторон - полицейские и люди с улицы, были убиты одними и теми же снайперами, - сказал Паэт. - Есть фотографии, есть свидетельства докторов, один почерк, один и тот же тип пуль. Теперь есть все большее и большее понимание, что за снайперами стоит не Янукович, а кто-то из новой коалиции". В ответ верховный представитель ЕС отметила, что эти данные "интересны" и их "нужно расследовать".

Вскоре после этого глава МИД России Сергей Лавров заявил, что в свете этих данных "дело снайперов" будет невозможно "замести под ковер". "Мы предложили ОБСЕ заняться объективным разбирательством. Будем добиваться справедливости, потому что нам слишком много лгали и слишком долго использовали эту ложь, чтобы возбуждать европейское общественное мнение, вопреки объективным фактам", - заявил министр 8 марта.

Новые подробности "дела о снайперах" стали известны, когда бывший глава СБ Украины Александр Якименко в деталях рассказал, кто убивал людей на майдане. В интервью телеканалу "Россия 24" он пояснил, что стрельба велась со здания филармонии, за которое отвечал комендант Андрей Парубий (он теперь занимает пост секретаря Совета безопасности и обороны Украины). "В данном здании руководил Парубий, - пояснил Якименко.- С этого здания 20 числа работали снайперы и работали люди с автоматическим оружием. Они поддержали силовую атаку на сотрудников МВД, которые были уже деморализованы и, по сути, бежали.  Их выбивали как в тире… А затем начался огонь по тем лицам, которые атаковали сотрудников МВД". По словам Якименко, после "первой волны отстрелов" из здания Филармонии вышли 20 человек в специальной одежде с саквояжами для снайперских винтовок, у них также были автоматы АКМ с оптическим прицелом. Подтвердить эту информацию могут многочисленные свидетели. Экс-глава СБУ подчеркнул, что людей с оружием видели и представители "Свободы", "Правого сектора", "Батькивщины" и "УДАРа".

Интервью Якименко в очередной раз подтвердило версию о том, что майдановских снайперов наняла оппозиция.

Теперь понятно, что в поиске настоящих виновных в убийствах в центре Киева новые власти не заинтересованы. Созданная второпях временная следственная комиссия Верховной Рады не запрашивала помощь в расследовании у международных экспертов. Да и с момента, когда комиссия была учреждена, не прошло даже месяца. Едва ли этого времени могло  хватить, чтобы собрать и изучить все имеющиеся данные.

Обвинения в адрес "Беркута" звучат не в первый раз, несмотря на то, что среди пострадавших от снайперской стрельбы были также сотрудники спецподразделения. Майор "Беркута" Александр Васюков, получивший на "майдане" огнестрельное ранение в голову, опроверг версию о причастности спецподразделения к снайперской стрельбе в Киеве, пояснив, что никто из его сослуживцев не брал огнестрельное оружие из хранения на базе в Симферополе. Но новым украинским властям требовался "козел отпущения", чтобы закрыть темную "майданную" историю. Так распущенный на Украине "Беркут" оказался в числе обвиняемых. Люди же, покрывающие настоящих убийц, с удовлетворением наблюдают за этим псевдоправосудием из окон своих киевских правительственных кабинетов.

Между тем

Что собой представляет нынешнее - после смены судей - украинское правосудие можно понять по тому, как рассматривался иск Министерства обороны РФ к корпорации "Единые энергетические системы Украины". До событий на "майдане" Хозяйственный суд Киева согласился с позицией истца и взыскал более трех миллиардов гривен с Кабинета министров Украины. Но с приходом новых властей вердикт поменялся. В качестве обоснования своего решения суд объявил о вновь открывшихся обстоятельствах. О каких именно - в решении суда ничего не сказано. Но, судя по той обстановке, которая сложилась в Киеве, этими повлиявшими на вердикт "обстоятельствами" могли оказаться боевики с автоматами и битами.  

Говорят очевидцы

В распоряжении "Российской газеты" оказались материалы, подготовленные крымским Общественным комитетом по защите прав людей, о пострадавших во время антимайдана. В числе документов есть показания тех, кому удалось выжить после участия в антимайдане.

Андрей Булышкин:

- Утром 20 февраля выехали из Мариинского парка (Киев). Доехали до Корсуня-Шевченковского, где нарвались на засаду. Там были вооруженные люди. Из огнестрельного оружия они палили по окнам автобусов, в которых ехали участники антимайдана. В это время другие бандиты, поджидавшие нас на блокпосту, заливали транспорт вместе с пассажирами бензином, кидали внутрь бутылки с зажигательной смесью. Мы все были пропитаны горючим. Мокрые, вонючие выходили по одному на дорогу. Каждого из нас прогоняли сквозь строй вооруженных людей. Нас избивали палками, дубинками. Атаману битой попали в правый висок, крепкий мужчина, он сразу не упал. Тогда его специально сбили с ног, отшвырнули в ров. За ним вышел я - получил удар в бок, после чего оказался в той же яме, но не лежал, а стоял на коленях. Командиру дали битой по зубам. Людей, лежащих во рву, пинали, несмотря на то, что у каждого, кто туда попал, уже была травма. Спросили у меня, почему я в бушлате. Я ответил, что просто так, и за это опять получил удар в бок, в результате четыре ребра было сломано. За то, что поехал на мирную акцию в Мариинский парк в почтенном возрасте, в 54 года, получил ботинком с металлической пластиной по лицу. Сломали челюсть, выбили два зуба. У парня, который лежал рядом со мной, сняли берцы, сказали, отправят трофей на майдан, забрали и носки, вынудив ходить молодого человека босиком по битым стеклам в автобусе. И все время побои: то палкой по голове, то дубинкой по спине. Мы уже не просили перестать бить, просили не убивать.

Владимир Котенко и Алексей Гребнев:

- Активистами приехали в Киев с 18 на 19 февраля. Когда возвращались обратно у поселка Корсунь-Шевченковский Черкасской области наши автобусы заблокировали. Вдоль дороги стояли молодые ребята с бутылками - коктейлями Молотова. Нападающие разбили в нашем транспорте окна, кидали внутрь коктейли Молотова. Затем нам приказали выходить, обещали не бить, но если не выйдем, грозили, что сожгут заживо в автобусах. Мы проходили по одному. Перед автобусами выстроились коридоры людей с дубинками, арматурой в руках. Избивали каждого. Покалеченных людей тут же швыряли на обочину лицом вниз. Потом поднимали по одному, обыскивали, разбивали телефоны. Искали оружие.

Потом снова валили на землю, снова пинали. Крымчан избивали обычные жители, но поодаль стоял мужчина с автоматом Калашникова. Когда всех проверили, поднимали и направляли бежать (а кто уже не мог, почти ползти) обратно по коридору из людей с дубинками и железными прутьями к своему автобусу. Нужно было кричать "Слава Украине", а в это время опять избивали. В автобусах заставляли ложиться на стекла. Затем нас вывезли в поле - в 10 км от поселка. Там бросили.

Подготовила Надежда Ермолаева