Омский рынок роз и хризантем обрушили оптовики

В Омске десятками начали закрывать цветочные лавки - местные предприниматели больше не в состоянии конкурировать с оптовиками.

Цветочные развалы

Сегодня столица Прииртышья буквально завалена розами, тюльпанами и хризантемами. Согласно справочнику, в Омске насчитывается более двухсот цветочных салонов и магазинов, еженедельно в них поставляют до 300 тысяч свежесрезанных роз. Такого изобилия нет ни в одном другом сибирском городе, рынок перенасыщен до предела, и, по оценкам экспертов, предложение превышает спрос в три раза.

А ведь еще недавно точки, где продавались цветы, можно было легко пересчитать по пальцам.

- Лет пятнадцать-двадцать назад у нас был примерно один и тот же ассортимент - красные розы из Узбекистана и местные гвоздики, - вспоминает управляющий цветочным магазином Эрик Миллер.

Теперь рынок цветов опирается в основном на импортные поставки. На них, по оценкам специалистов, приходится до 95 процентов всего продающегося в Прииртышье товара. Цветы поступают в Омск из Голландии, Эквадора, Кении, Колумбии, Индии, Германии и Казахстана. Большие партии закупают на специальных аукционах, которые предельно автоматизированы - за минуту там проводится более сотни сделок. Затем живой груз в фурах-холодильниках отправляют к месту назначения. На таких торгах одна роза обходится оптовику всего в десять-пятнадцать центов, а по пути к прилавку ее стоимость увеличивается в несколько десятков раз.

Рентабельность цветочного бизнеса достигает двухсот процентов. Такой сверхприбыли нет ни в одном легальном секторе экономики. Заработать миллион с алых роз вполне можно за один месяц - если не привлекать посредников.

- Когда мы начали устанавливать на остановках первые киоски с цветами, то спустя месяц у нас появились "подражатели", - рассказывает предприниматель Алексей Уткин.

В результате запретов

Специфика омского "ларечного" бизнеса - отдельная тема. Еще несколько лет назад на каждой остановке стояли павильоны с игровыми автоматами. После запрета игорного бизнеса их место заняли пивные киоски, а сейчас - цветочные. Только в районе площади Ленина можно насчитать два десятка магазинчиков.

"Такое ощущение, что роз и хризантем у вас "едят" больше, чем огурцов и помидоров", - шутят гости города, оказавшись на "цветочных" омских улицах.

Впрочем, сделать этот вид бизнеса "красивым" у местных цветовозов, к сожалению, не получилось. Из-за перенасыщенности и полной бесконтрольности рынка он моментально ушел в полукриминальную сферу. Сегодня конфликты между конкурентами мало чем отличаются от бандитских разборок в 90-е годы. Предпринимателям-оптовикам угрозами и другими незаконными способами удалось выжить с насиженных мест владельцев цветочных палаток в городке Нефтяников. А "цветочная война" на площади у железнодорожного вокзала длилась практически шесть месяцев. Именно столько времени пришлось просидеть в осаде хозяевам палаток, чтобы отстоять свои торговые места.

- Вместе с коллегами мы устраивали круглосуточные дежурства, - рассказывает предпринимательница Анна Пахоменко. - "Захватчики" собирались застать нас врасплох и снести наши палатки с помощью подъемного крана, чтобы поставить на этом месте свои павильоны. Кое-как от них отбились с помощью прессы и полиции.

Оптовики, начавшие торговлю практически по тем же расценкам, по которым они отпускают свой товар частным предпринимателям, обрушили цветочный рынок. Однако теперь проблемы начались и у некоторых из них. Как выяснилось, большинство павильонов было установлено на остановках незаконно. Спохватившиеся чиновники с помощью судебных приставов пытаются демонтировать нелегальные "архитектурные формы" и эвакуировать их вместе с цветами на штрафстоянку. В свою очередь, хозяева ларьков крепко держат оборону и практически уже следующей ночью возвращают киоски на место, предварительно перерегистрировав их на другую фирму. И кто кого возьмет измором, пока непонятно.

- У меня пятнадцать киосков имеют статус "нелегальных", - рассказал корреспонденту "РГ" Алексей Уткин. - При этом я готов идти на диалог, платить налоги и работать на законных основаниях. Но официально получить разрешение на такую торговлю в Омске невозможно. Я много раз обращался с документами в департамент имущественных отношений и всякий раз получал категорический отказ. По моим данным, девяносто процентов киосков в городе открыто подпольно.

Собственный товар

Добавили неприятностей цветовозам и резко выросшие цены на аукционные лоты в связи с изменившимся курсом евро. Многие предприниматели держались до мартовских праздников, продажи в которые составляют чуть ли не четверть всей годовой прибыли. Теперь же спрос упал, закупочная цена растет, конкурентов много, а следующий всплеск торговли ожидается только к 1 сентября. В результате первыми начали закрываться мелкие лавки и салоны.

- По нашим прогнозам, в сложившейся ситуации могут выжить только крупные игроки, - уверен Эрик Миллер. - Ведь наш бизнес напрямую зависит от мировых цен на цветы.

В самом Омске непосредственно цветоводством занимается только один человек - предприниматель Дмитрий Ткачев из села Сосновка Азовского района. Еще несколько овощных теплиц поставляет тюльпаны к 8 Марта. Предприятие "Декоративные культуры", которое в советское время снабжало омскими розами Сибирь и Урал, сгубило место-расположение - теперь на тех наделах в центре города, где когда-то росли цветы, "растут" коттеджи влиятельных омичей.

- Так что конкурентов в Прииртышье у нас нет вообще, - констатирует Ткачев. - Ежегодно мы выращиваем 210 тысяч тюльпанов, 110 тысяч хризантем и 30 тысяч роз. Те цветы, которые украшают летом городские клумбы, тоже имеют "сосновское" происхождение.

Однако тепличный бизнес достаточно энергоемкий. Чтобы построить один гектар теплицы по современным технологиям, необходимо около 100 миллионов рублей. Поэтому, несмотря на повышенный спрос на продукцию, развивать свою "индустрию красоты" Ткачев не планирует. Деньги на содержание цветочной плантации он зарабатывает на плодоовощеводстве. В Омской области для аграриев-цветоводов никаких мер поддержки и субсидий не предусмотрено.