02.04.2014 23:40
Поделиться

В Севастополе делают ставку на военно-патриотический туризм

За аренду баз Черноморского флота Россия платила Украине 97 млн долларов в год. Пройдя сложную череду трансфертов, до бюджета Севастополя из них доходило 17 млн. После вхождения Севастополя в состав России арендовать базу наша страна сама у себя не будет. Тем не менее компенсировать эти миллионы городу вполне реально.

Если завтра в поход

Идея сместить акцент с курортного направления на туристическое в Севастополе вынашивается уже несколько лет. После вхождения в Россию, по оценке депутата Верховной рады от Партии регионов Вадима Колесниченко, развитие лишь военно-исторического туризма принесет в бюджет 70 - 80 млн долларов в год. Потенциал по привлечению туристов из России на "милитари туры" неисчерпаем.

Посмотреть здесь есть на что.

В мае в Севастополе отметят 70-летие штурма Сапун-горы. Будут реконструкция боя, пройдут выставка ретромобилей, показы военной техники, показательные выступления морской пехоты Черноморского флота.

Есть объекты, про которые местные говорят: если их не видел - с Севастополем не знаком. Например, панорама "Оборона Севастополя 1854-1855 гг.".

В Балаклаве располагается военно-морской комплекс "Объект 825". В некоторых путеводителях его называют "Музеем холодной войны". Сейчас там экспозиции музея ВМС Украины. Но вообще-то исторически это были секретная база и ремонтный завод подводных лодок советской эпохи.

У этой базы есть шанс на вторую жизнь: возможности уникального объекта были использованы слабо. Базы подводных лодок, вырубленные в скалах, в мире есть (например, на Кольском полуострове), но это - единственная, куда может попасть турист. Цена пешей экскурсии - 160 рублей, комбинированная водно-пешая экскурсия - 240 рублей, фото - бесплатно.

Типичный отзыв: "Захватывает дух! Но там холодно, обязательно возьмите теплые вещи". И это при том, что база пустует. А вот если туда еще привести списанную подводную лодку...

И это малая часть изюминок севастопольских "милитари туров".

Колыбель асов

Крым - это не только флот, но и знаковое место в истории авиации. Поселок Кача - одна из колыбелей наших ВВС, где поднимали в небо первые боевые самолеты, устанавливали мировые рекорды. Здесь учились летать трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин, дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан, Герой Советского Союза Георгий Байдуков, автор пяти мировых рекордов Герой Советского Союза Полина Осипенко.

- Качинская земля дала стране 16 574 летчика, включая 352 Героя Советского Союза, 5 летчиков-космонавтов, 12 маршалов авиации и 200 генералов, - констатирует Вадим Колесниченко.

Прошлым летом Севастополь посещал британский принц Майкл Кентский. Британцы проводили реконструкцию боев Крымской войны, в том числе знаменитую атаку легкой кавалерии. Были полеты самолетов довоенной постройки из клуба Air Squadron.

А еще в Севастополе есть большой раритет: советский истребитель Як-1. Таких почти не сохранилось. Як нашел на дне моря местный дайвер и пытался продать за 165 тыс. евро за рубеж коллекционеру. Опера конфисковали "вещдок" и два года Як-1 хранился на территории Балаклавского отдела милиции. А недавно его передали севастопольскому военно-морскому музею, расположенному в стенах Михайловского равелина.

Это почти как ДнепроГЭС

В Севастополе любой знает о проекте нового главы города Алексея Чалого - мемориальном комплексе "35-я батарея".

Летом 1942 года она стала последним пятачком героической обороны Севастополя для оставшихся его защитников. Командование было эвакуировано, а вот солдаты и матросы стояли до конца. Точное число погибших неизвестно, историки говорят - десятки тысяч.

Дошкольникам спускаться в казематы не рекомендуется, есть ограничения и для взрослых, имеющих проблемы со здоровьем.

Для понимания масштаба объекта: объем бетонных работ при строительстве батареи приблизительно равнялся объему работ при строительстве ДнепроГЭСа.

- В Израиле есть национальный мемориал холокоста Яд ва-Шем, - рассказывает историк и дипломат Михаил Якушев. - Так уж получилось, что в Севастополь я прилетел из Иерусалима. Так вот, израильские музейщики Яд ва-Шем хорошо знают и поддерживают добрые отношения с севастопольской "35-й батареей". Как они говорят: это тот музей, выходя из которого мужчины плачут.

Михаил Якушев - первый вице-президент Фонда Андрея Первозванного, и в этом качестве раскрыл малоизвестную деталь биографии главы Севастополя Алексея Чалого.

- Первая встреча и знакомство с Чалым состоялись в День ВМФ России в июле 2010 года в Севастополе, - рассказывает Михаил Ильич. - Здесь мы завершили морской поход в рамках программы "Русскiй мiръ" вместе с потомками эмиграции первой волны в память 90-летия ухода Русской армии из Крыма. На следующий год делегация нашего фонда приехала в Севастополь, и Алексей Чалый пригласил главу попечительского совета Владимира Якунина посетить музей "35-й береговой батареи" и мемориал.

Это огромный комплекс: площадь мемориала - 8 га, из них 5 тыс. кв. метров - под землей. Создавался полностью на негосударственные средства, основную часть расходов по проектированию, строительству, содержанию и развитию комплекса взяла на себя группа "Таврида-электрик", где гендиректором был Алексей Чалый. (А мог бы, кстати, купить футбольный клуб в Италии или шикарный дом в Лондоне, как это делают умные люди. И жить в удовольствие, расшаркиваясь на вечернем променаде с каким-нибудь Абрамовичем или Вексельбергом.)

График был крайне жесткий, по протоколу на осмотр комплекса выделили ровно 15 минут.

Первой за протокольные рамки вышла Наталья Якунина, которая, пренебрегая лимитами времени, посетила часовню, которую построили на месте гибели 6 человек. Протокольщики все время умоляли: время! Показывали на часы, но... Ни о каких 15 минутах речь уже не шла. Якунин также был настолько потрясен увиденным, что в программу пребывания пришлось спешно вносить коррективы. Невзирая на временные лимиты, он осмотрел весь комплекс.

А уже в конце года на сцене Государственного Кремлевского дворца Владимир Якунин, летчик-космонавт Олег Атьков и митрополит Омский и Тарский Владимир вручали Алексею Чалому престижную премию "За Веру и Верность".

Собственно, так наша страна и узнала героя: нынешнего главу Севастополя.

А комплекс "35-я береговая батарея" включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Звонок директору

Валерий Володин, директор музейного комплекса "35-я береговая батарея":

Валерий Иванович, был недавно в Севастополе, посещал ваш комплекс: вход по билетам, с отрывным корешком, но они бесплатные. Без всякой очереди попал на экскурсию. Все знакомые севастопольцы говорят: тебе просто повезло, скоро сезон, будут очереди, надо будет записываться за сутки.

Валерий Володин: Наша техническая пропускная возможность - 800 человек в сутки. Экскурсия длится 1,5 часа, в группе не более 30 чел. Пока нет наплыва, можно приехать, получить билет и попасть в ближайшую группу. Но с 1 мая, когда число посетителей оценочно достигает 1,5 тыс. человек в сутки, возможно, кому-то придется запастись терпением: он сможет попасть на экскурсию только на следующий день. Хотя в сезон мы работаем с 10.00 до 18.00 и группы отправляем с интервалом в 20 минут. Сейчас интервал - один час.

В Европе отмечают тенденцию: интерес к "милитари туризму" ослабевает.

Валерий Володин: А у нас тенденция прямо противоположная: интерес к военной истории, судя по наплыву посетителей, растет. В 2012 году нас посетили 104 тыс. человек, в прошлом - 118 тыс. Было бы еще больше, но возможности музейного комплекса по приему посетителей ограниченны.

Почему запрещена съемка? Не планируете разрешить снимать - пусть даже за деньги?

Валерий Володин: Съемка не запрещена, а ограничена. На поверхности комплекса фотографировать можно без ограничений. В подземной части мемориала во время экскурсии фотовспышки будут мешать другим посетителям и нарушат эмоциональный фон. Но после рассказа экскурсовода вы можете сделать пару снимков и догнать группу. В Пантеоне памяти фотографироваться неуместно.

Что касается платы за фото- и видеосъемку - наша принципиальная позиция: мы не берем денег.

И билеты в обозримой перспективе останутся бесплатными?

Валерий Володин: Твердая позиция Алексея Чалого: мы историю не продаем, мы ее рассказываем.