Василий Сенин: В Пскове театр существовал только номинально

В петербургском филиале "Российской газеты" побывал художественный руководитель Псковского академического театра драмы имени А.С. Пушкина Василий Сенин. В феврале театр торжественно открылся после масштабной реконструкции. Его осмотрели президент России Владимир Путин, министр культуры РФ Владимир Мединский, председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин. Василий Сенин рассказал "РГ" об осуществленных проектах и планах на сезон.

Помню, как вы репетировали в Петербурге и говорили, что здесь вам работать и интересно, и сложно. Теперь вы живете в провинции, провели Пушкинский фестиваль, выпустили первый спектакль - "Граф Нулин". Какие ощущения у вас сегодня?

Василий Сенин: Прежде всего, я не вкладываю в понятие "провинция" отрицательный смысл. К слову, Петербург, Северную столицу, тоже часто называют провинцией. В Пскове много прекрасных, интеллигентных людей. Кто-то считает, что я разрушаю традиции. Но какие традиции? Театр без сильного репертуара, куда людям уже не хотелось ходить? Для меня Псков сейчас является некой маленькой моделью того, что происходит в стране. Ужасно то, что произошло недавно в "Тильзит-театре" в Советске: его покинул главный режиссер Вилюс Малинаускас из-за разногласий с директором. Уход из Молодежного театра Алтая Дмитрия Егорова. А из Краснодарской драмы уехал Александр Огарев - по той же причине. Я видел в Краснодаре два спектакля Огарева. Это было интересно, неожиданно. Но выбор сделан в сторону других людей. В этих случаях театры проиграли, в отношении Краснодара - уже можно точно констатировать. Смогут ли эти театры вернуть себе то, что потеряли?

А вы нашли взаимопонимание в труппе, в городе?

Василий Сенин: Взаимопонимание нашел, но далеко не со всеми. Люди, которые меня понимают и поддерживают, уважаемы мной, и я рад, что оказался именно в этой компании. В Пскове в последние годы театр существовал только номинально. Потому поддержки я и не ждал, понимая, что сам скорее могу ее оказать. Кому-то эта поддержка оказалась необходимой для возвращения в профессию и в общий контекст, а некоторые стали искать встреч только ради манипуляций и сохранения порядка вещей, который уже невозможен. Какого порядка? Ничего не делать, не выходить на сцену, не развиваться, не слышать, не участвовать в активном строительстве живого театра, а просто требовать зарплату только за то, что долгие годы жизни прошли мимо. Мимо ролей, мимо правдивого отношения к собственным силам, мимо встреч с режиссерами.

Сейчас труппа театра работает. Не заняты всего четверо и, в основном, по собственному желанию или в силу, скажем, напряженности характера. Основная часть актеров репетирует уже третий новый спектакль, перед репетицией они ходят на занятия по речи и танцу, а после идут играть спектакли. И публика спешит на встречу с такими актерами. Актриса Надежда Чепайкина, которая уже долго работает в труппе, помогла мне и молодому режиссеру Виктории Луговой выпустить два спектакля как помощник режиссера. Вот пример, когда талантливая актриса, не думая о статусе и прочей "мишуре", действительно служит своему театру. Другие два артиста, Мирра Горская и Юрий Аранович, попросили возродить с ними спектакль "Уходил старик от старухи" из прошлого репертуара. Мы все волновались, смогут ли они пройти этот марафон, ведь, несмотря на волю, есть еще и возраст. И они победили - на днях сыграли на публику, и это был еще один успешный шаг нового театра. Я готов работать с такими людьми. Невзирая на разницу в возрасте, мы всегда сможем найти общий язык и эстетическое пространство.

Сейчас в прессе возникает много лжи про ситуацию в псковском театре. Мы не считаем нужным опровергать каждую "газетную утку", есть определенные факты и цифры, которые говорят сами за себя: театр открылся полностью в феврале, за два месяца мы выпустили два новых спектакля и восстановили три, по инициативе актеров, в работе еще несколько названий - "Гедда Габлер" Ибсена, "Ионыч" Чехова и "Скупой" Мольера. Эти спектакли уже в сентябре войдут в репертуар. Помимо этого, по моей инициативе в Псков стали приезжать профессиональные театральные коллективы, которые раньше здесь никогда не бывали. Наши партнеры начали проводить социологические опросы публики во время недавнего Пушкинского фестиваля и продолжают это делать. Важно, чтобы театр "слышал" реальный запрос зрителя, а не то, как его трактуют в своих интересах наши друзья или недоброжелатели.

Худсовет у вас есть?

Василий Сенин: Нет. Демократия - это зрители, а театры с худсоветами, по моему наблюдению, очень часто теряют зрителя. Это естественный отбор, в котором развивается театр, порой беспощадный, жесткий, но справедливый. В формате государственного театра, конечно. Должны быть и другие платформы. Один человек всегда несет ответственность, а коллективное решение, в большинстве случаев, - дележка своих интересов. Если в театре возникает идея худсовета - значит, пошла борьба за власть.

Я часто расспрашиваю людей, по каждому вопросу, который обдумываю, соразмеряю их мнение со своим, но решение принимаю сам, так как и прежде за каждое решение в своей жизни я нес ответственность сам. Так честнее. А советы - дело хорошее, но безответственное. Сейчас в Пскове мне многие дают советы. Оказалось, все понимают, как делать спектакли и управлять театром. Я слушаю, молчу и думаю: почему они не реализовывали все эти идеи раньше, до моего приезда? Загадка.

В общественную жизнь города вы включились?

Василий Сенин: У меня в театре работа "общественная", и ни на что другое нет времени. Мне предлагали участвовать в общественных мероприятиях. Два издания предложили вести колонки, писать туда еженедельно. Но это занимает много времени, а "как бы понарошку" делать я не привык. Каждому - свое. Думаю, мой вклад в формирование общественной жизни - это художественная программа театра и ее реализация.

Сейчас у псковского театра появляется собственное лицо. Он проявляется на театральной карте в качестве участника общего театрального процесса. На нас обратили внимание наши коллеги в России и в мире. Об этом говорит возрождение Пушкинского фестиваля с богатой палитрой участников, возвращение фестивалю статуса "международный", открытие государственной программы "2014 - год культуры в России" и Совет деятелей культуры при Президенте, прошедшие в Пскове в день начала Пушкинского фестиваля. К нам приезжал директор Эдинбургского театрального фестиваля Джонатан Миллс, благодаря его советам и помощи мне многое удалось изменить в устройстве фестиваля.

Знаю, что у вас всегда "планов громадье". Поделитесь тем, что наметили на ближайшее время.

Василий Сенин: Задуманы сотрудничество с фестивалем-национальной премией "Золотая маска" - разработка программы показа спектаклей-лауреатов уже этой осенью в обновленном псковском театре, участие площадки нашего театра в "Пасхальном фестивале", в сотрудничестве с Чеховским фестивалем и Театральной конфедерацией участие в годе Британской культуры в России.

Театр будет участвовать в программе гастролей столичных театров в регионах. В марте мы начали переговоры с Ольгой Дыховичной, Ангелиной Новиковой и Еленой Яцурой о проекте расширения известного кинофестиваля Tomorrow и создании кинофорума Псков - Москва на базе этого международного фестиваля, придуманного Иваном Дыховичным. Эти и многие другие проекты дадут мощный толчок развитию региона и привлечению внимания к его потенциалу.

Уже началась реализация программы сотрудничества со Шведским театральным союзом по презентации современной шведской драматургии и перспективных театральных команд. В Псков с предварительными визитами приезжали Backa theatr из Гетеборга и Post Restante из Стокгольма. Эта программа проходит при полном финансировании шведской стороны, под патронажем шведского Театрального Союза и главы шведского отделения международного Института театра (ITI) Анн Мари Энгель и направлена на осуществление культурного обмена между нашим странами путем реализации совместных проектов шведских артистов и труппы театра Пскова. Мы продолжаем наше успешное сотрудничество с Французским культурным институтом Санкт-Петербурга. Благодаря моему диалогу с Мишелем Гранжем в Пскове прошли Неделя французского кино и выступление известного джазового Hadouk Trio.

При участии Гете-Института и Министерства культуры РФ нам удалось осуществить постановку по пьесе Лукаса Берфуса "Четыре картины любви", которая пользуется большим зрительским интересом. Это доказывает, что в Пскове появился театр, интересный публике.

Наша команда старается держать высокую планку. Театр осуществляет просветительскую деятельность - совместно с Институтом регионального развития проходят лекции, семинары для местных журналистов, которые согласились провести известные российские критики.

На гастроли к кому-то собираетесь?

Василий Сенин: Во время Пушкинского фестиваля мы начали с Йонасом Вайткусом переговоры об обменных гастролях с Русским драматическим театром Литвы. Я очень надеюсь и приложу все усилия, чтобы эти гастроли состоялись.

В ваш адрес идет критика (правда, анонимная). И даже угрозы. В Интернете много негативных, злобных отзывов о вашей деятельности… Псков не хочет перемен?

Василий Сенин: Наша деятельность по-разному оценивается в Пскове. Жизнь театра вызывает споры. Это нормально. Я думаю, что Псков - еще не тот город, где люди спокойно принимают изменения к лучшему. Это произойдет в будущем, я верю.

Мне не дают расслабиться и только увеличивают азарт двигаться дальше в выбранном направлении. Например, спектакль по рассказам Антона Чехова придумывается мной как размышления о том, что я увидел за последний год своей жизни вдали от больших городов. Увидел в конкретных людях, многих из которых мне бесконечно жаль. Некоторые агрессивно защищают образ жизни, который им и самим не очень нравится, но они сами отняли у себя выбор. Можно ли его им вернуть? Театр, несмотря на всю свою "придуманность", наиболее эффективная "скорая помощь".

Год моей жизни ушел на строительство театра. Дальше началось строительство репертуара и реализация идей, что были задуманы, ради которых приехал. Мне повезло, что директор театра Сергей Дамберг, социолог по образованию, и новая команда понимают и поддерживают меня в моих начинаниях. Команда развивается, меняется. Но есть костяк, в котором я уверен. Люди, которые стали работать со мной, уникальны, я это наблюдаю каждый день. Непросто выдержать мой сложный характер, знаю. Но мы вернули зрителей в театр. Снова заполняется зал. Каждый второй-третий зритель признается, что не ходил в театр раньше - это факты и цифры, с которыми сложно поспорить. Театр в Пскове возродился, с обновленным репертуаром, и эта заслуга не только моя, а всех людей, которые посвятили время не разрушительным интригам, а конкретной работе.

Справка "РГ".

Василий Сенин родился в Ленинграде. Ученик Вениамина Фильштинского в ЛГИТМиКе и Петра Фоменко в ГИТИСе. Ставил спектакли во многих городах России и за рубежом. Его постановки идут в петербургских театрах - имени Ленсовета ("Заповедник", "На всякого мудреца довольно простоты") и в "Приюте комедианта" ("Кто боится Вирджинии Вульф?"). В конце 2012 года выпустил в Петербурге самостоятельный театральный проект "Пять вечеров" по пьесе Александра Володина. Приступил к обязанностям художественного руководителя Псковского театра драмы имени А.С. Пушкина в феврале 2013 года.