- Проблема рака до сих пор не решена медициной, - говорит Андрей Козлов. - Последнюю сотню лет врачи и ученые пытаются создавать все новые методы и лекарства, которые должны убивать опухоли. Все были уверены: вот-вот наука найдет "золотую пулю" и с раком будет покончено. Но парадигма "золотой пули" оказалась несостоятельна. Лекарства становятся все мощнее, все токсичнее, но победить рак никак не удается. Проблема, на мой взгляд, в том, что мировая наука ведет исследования "под фонарем", в четко очерченном круге света. А надо выйти за его пределы, посмотреть на проблему по-новому.
В чем же суть его теории, которой он отдал около 30 лет жизни? Он утверждает, что опухоли возникают практически у всех живых существ. Большинство из них - доброкачественные. Но и большинство злокачественных не убивают своего хозяина и вообще никак себя не проявляют. И животные, и люди проживают с ними, не обращаясь к врачам. И обнаруживают их лишь при патолого-анатомическом исследовании. Немало случаев рака подвержено регрессии, то есть обратному развитию.
Но если опухоли в том или ином виде есть почти у всех живых существ, то зачем их создала разумная и очень экономная природа? Ведь в ней нет ничего лишнего. Тогда почему она их не отсеяла? Козлов утверждает, что опухоли - это механизм эволюции. Именно благодаря им появляются новые гены, что и позволяет всему живому совершенствоваться. Происходит это таким образом. В клетках зародыша периодически возникают новые гены, но включаются они только в опухолях, а в нормальных тканях "молчат". Получается, что опухоли - это полигон отбора новых генов, а значит, новых функций в организме.
- Все наши органы - печень, почки, мозг, сердце и т.д.- появились благодаря опухолям, - заявляет Андрей Козлов. - Это кажется невероятным, но давайте задумаемся. В природе развитие идет от простого к сложному. Чем сложней организм, тем больше в нем должно быть разных клеток. Но откуда берутся эти новые клетки, чтобы усложнять организм? Ведь в нем нет ничего лишнего. Единственный кандидат на роль такого поставщика - это опухоли. Только они обладают удивительной способностью расти без ограничений. А раз так, то именно опухоли и обеспечили эволюцию живых организмов от микробов до человека. Мало того, в опухолях работают сотни и тысячи генов, которые не работают больше нигде. Наконец, большинство онкологов считают опухоли не просто нагромождением клеток, а необычными органами, поскольку у них есть собственная структура.
Один из фантастических примеров опухолей - плацента, которая обеспечивает рост плода почти у всех млекопитающих. Козлов утверждает, что она возникла из-за инфицирования организма предков этих животных особым ретровирусом. У плаценты 8 признаков сходства с опухолями. И лишь два серьезных отличия - она приобрела функцию и регуляцию. Пока плацента выполняет свою функцию, она действует вполне доброкачественно. Но стоит поместить ее в лабораторные условия, в пробирке она становится злокачественной. Еще в конце ХIХ века ученые заметили сходство эмбриональной и раковой тканей - быстрый рост, появление и дифференцировка новых клеток. И доказали: если не все эмбриональные клетки были использованы по назначению, из них потом вырастают опухоли.
Принципиально важно, что свои идеи Козлов подкрепляет экспериментами. Он и его сотрудники сравнили все информационные базы опухолей, которые есть в мире, и нашли гены, которые работают только в опухолях, а затем доказали, что все они эволюционно новые. То есть все по теории. На основе одного из таких генов уже сделаны две противораковые вакцины. Ну хорошо, теория теорией, скажете вы, а что с того нам, простым людям, которые боятся рака и болеют им все чаще?
- Чаще потому, что медицина развивается, и рак стали чаще и лучше выявлять, - уверен Андрей Козлов. - А смертность от него остается на прежнем уровне. И, конечно, нужно менять все наши подходы к лечению рака. Не стремиться к уничтожению опухоли, а переводить ее в контролируемое хроническое заболевание.
Тогда, по мнению ученого, не нужно применять высокие дозы химиопрепаратов, которые токсичны и сами по себе убивают организм, а можно использовать минимальные дозы для поддержания опухоли в стабильном состоянии. Требуется лишь постоянный контроль за болезнью, для чего у современной медицины есть все необходимое. А когда мы, наконец, научимся включать-выключать онкогены, можно будет говорить о полной победе над раком. Воевать же с эволюцией другими методами бессмысленно. Остается добавить, что прочитать доклад о своей теории Андрея Козлова пригласили в Национальный институт рака США - одно из самых авторитетных научных учреждений мира.
Борис Копнин, профессор, директор Института канцерогенеза РОНЦ:
- Я книгу профессора Козлова не читал, но в целом к этой гипотезе отношусь скептически. Опухоли, конечно, сами по себе эволюционируют, согласно теории Дарвина, и это результат мутаций. Но, как они могут участвовать в эволюции в целом, непонятно.
Лев Берштейн, профессор, руководитель лаборатории онкоэндокринологии НИИ онкологии им. Петрова:
- На первый взгляд теория, предложенная в книжке, звучит алогично и даже устрашающе. Мы привыкли рассматривать только плохие мутации. Но есть ведь и хорошие, эволюция не проходит без мутаций. Приведет ли эта теория к практическим результатам, пока сказать трудно. Но иногда надо подняться над узкопрактическими задачами и посмотреть на проблему шире. Мне кажется, в этом несомненное достижение автора, и книга заслуживает серьезной научной дискуссии.