Природный газ станет альтернативой бензину и дизелю

Несмотря на то что бензин и другие виды моторного топлива, производимые из нефти, являются до сих пор основным "питанием" практически для всех видов автотранспорта, уже в обозримой перспективе его гегемонии может наступить конец. Новым топливным лидером, судя по наблюдаемым за последние годы тенденциям, станет природный газ.

Основания видеть именно в газе грядущую альтернативу привычным бензину и солярке вполне веские. Согласно представленным "РГ" исследованиям группы "Волга" и НИУ ВШЭ, мировой парк автомобилей, работающих на газовом топливе, ежегодно увеличивается на 30%. Конечно, пока общий объем парка авто, работающих на газе, относительно невелик - около 20 млн единиц, или немногим менее 2% от всех автомобилей в мире. Однако, согласно прогнозу Международного газового союза, к 2020 году парк авто на газе составит минимум 50 млн единиц, а к 2030 году - более 100 млн.

Основной причиной столь быстрого роста числа автотранспорта на газовом топливе является, прежде всего, его экологичность, что особенно актуально для развитых стран, и дешевизна по сравнению с бензином. Последний стимул срабатывает в развивающихся странах. При этом в ряде стран ЕС реализуются и меры господдержки перехода на газ. Особенно последовательно в этом направлении действует Германия, где за счет госсубсидий компенсируются затраты собственника на переоборудование авто на газ или покупку новой машины на ГМТ. Для личных легковушек размер таких субсидий достигает 60% от суммы расходов, а для малолитражных грузовиков - 100%. Согласно прогнозам, немецкий автопарк на ГМТ к 2020 году достигнет 6,5 млн автомобилей - примерно 30% от всего парка. Схожие меры поощрения действуют и в других странах ЕС.

На пути же широкого применения газа в качестве моторного топлива в нашей стране существует множество преград. Основные из них - слабое развитие заправочной инфраструктуры и нормативно-технической базы, регулирующей использование ГМТ. Сегодня на всю Россию имеется порядка 250 заправок, оборудованных под работу с компримированным (сжатым) природным газом (КПГ). При этом есть регионы, где таких заправок вовсе нет. В результате загрузка сети на 2013 год составила около 20% от максимальной производительности в 2 млрд куб. м. К примеру, в ЕС до 2020 года планируется довести объем потребления газа автотранспортом до 50 млрд кубов. И быстрого развития сети газозаправочных комплексов ждать не приходится - сегодня технические нормативы не допускают размещение сетевой газораспределительной станции или распределительного пункта на действующих многотопливных АЗС. "В РФ пока не создана система нормативно-правовой и технической документации, регламентирующей применение газомоторных топлив на различных видах транспорта", - резюмируется в исследовании НИУ ВШЭ и группы "Волга". Отсутствуют и эффективные меры по стимулированию перехода на него частных автолюбителей.

Главный инженер компании "Совкомфлот" Игорь Тонковидов отметил, что существуют хорошие перспективы применения газа как судового топлива. При этом неожиданным подспорьем могут стать ограничения по выбросам в припортовых зонах продуктов горения топлива. Уже объявлены особыми экологическими зонами Балтийское и Северное моря, готовятся стать таковыми Средиземное и т.д. Значит, морской транспорт, работающий в этих акваториях, должен использовать топливо с ограниченным содержанием серы. Плюс крайне неустойчивое ценообразование на традиционное нефтяное горючее. Поэтому сейчас в морском флоте обозначились два перспективных топлива - метанол и газ. В мире уже идет испытание судовых двигателей и вспомогательного оборудования, которые смогут "тарахтеть" на этих двух видах топлива.

Однако и здесь, по словам Игоря Тонковидова, возникает ряд проблем. Во-первых, пока не существует повсеместной инфраструктуры обеспечения заправки судов газом. Второе - опять-таки отсутствие региональных нормативно-правовых баз. Поэтому время глобального появления в море судов на ГМТ не пришло. Хотя на каботажных линиях, например, в Норвегии, Швеции и Финляндии суда на газе успешно ходят.

Заместитель генерального директора Научно-исследовательского института автотранспорта (НИИАТ) Виталий Комаров отметил, что в конце 1980-1990-х годов в нашей стране был накоплен большой опыт использования газового топлива на автотранспорте и создан весьма значительный парк ГМТ-авто. Однако эти достижения были утрачены. Но факторы, заставляющие органы власти и самих эксплуатантов сохранять интерес к ГМТ, остались. Прежде всего - ужесточаются экологические нормы. Использование газа при незначительных изменениях конструкции автомобиля позволяет его из категории Евро-3 или Евро-4 выводить на уровень Евро-6.

Согласно упомянутому выше постановлению правительства все города с населением более 1 млн жителей должны обеспечить переход на газомоторное топливо не менее половины парка муниципального общественного транспорта и дорожно-коммунальных служб. С населением от 300 тыс. до 1 млн человек - не менее 30%. И городами от 100 до 300 тыс. жителей - не менее 10%. Ряд регионов, например Краснодарский край и Костромская область, уже вышли на заданные правительством стандарты

автор / Леонид Григорьев