Участниками с "правом голоса" организаторы заявили 10 человек: ученых-историков, журналистов, представителей консервативных и патриотических общественных организаций - таких как "Суть времени" и "Национально-освободительное движение (НОД)". Слушателями же стали студенты тверского филиала Московского гуманитарного экономического института и журналисты тверских СМИ.
Собственно, как таковой дискуссии не получилось: выступавшие были единодушны в том, что постсоветская версия трагических событий весны 1940 года нуждается как минимум в очищении от искажений и лжи. А как максимум - в пересмотре. Некоторые выступления просто изобиловали эмоциями.
Напомним эту версию. Весной 1940 года органы НКВД расстреляли в Смоленской и Калининской (ныне - Тверской) областях более 20 тысяч польских военнопленных, интернированных из отошедших к Советскому Союзу земель. Тела расстрелянных были погребены в местах, названных позднее "Катынь" и "Медное". Долгое время эти факты не обнародовались, и лишь в конце 80-х годов ХХ века усилиями правозащитников и общественников появилась первая информация о трагедии. Впоследствии версия получила официальный статус. В начале XXI века на обоих местах массовых захоронений расстрелянных были открыты российские государственные мемориальные комплексы.
Каждый из выступавших (а большинство их посвятило исследованию проблемы по многу лет) в большей или в меньшей степени не согласен с официальной трактовкой событий. Самая мягкая из прозвучавших на мероприятии формулировок - "талантливо организованный обман", самая жесткая - "глумление над историей". С их точки зрения, произошло то, что в научных кругах называют фальсификацией. И свою задачу они видят в том, чтобы помочь в первую очередь молодежи задуматься над вопросом: где здесь правда, а где - вымысел.
Не пересказывая всего сюжета трагедии, участники круглого стола лишь заостряли внимание слушателей на отдельных "странностях". Например, такой: почему обвинения в расстрелах поляков под селом Медное строятся только на показаниях бывшего начальника Управления НКВД по Калининской области Токарева, допрошенного спустя 50 лет - как раз тогда, когда общество взахлеб "ликвидировало" белые пятна истории?
Студенты внимательно слушали: по лицам 20-летних юношей и девушек было понятно, что на основе обрывочных фактов трудно сделать объективный вывод. Да и сами выступавшие признавали: открытых фактических материалов по "Катынскому делу" очень немного. Чтобы объективно разобраться в очень сложной проблеме, необходимо получить доступ к архивам. Когда они будут открыты - неизвестно. А до тех пор любая трактовка будет голословной, и так и останется версией.
Тем не менее, участники круглого стола, как и любой другой увлеченный исследованием человек, убеждены в своей правоте. По их мнению, медлить с просвещением общества нельзя, не смотря на закрытость многих материалов этого дела. Потому что чем больше продлится период секретности на массив архивных данных, тем больше вероятность окончательной фальсификации проблемы.