По мнению экс-сенатора, а ныне заместителя губернатора Челябинской области Руслана Гаттарова, который возглавлял в верхней палате парламента комиссию по развитию информационного общества, федеральные целевые программы, такие как "Электронная Россия" и "Информационное общество", практически сорваны и не оправдали надежд, которые на них возлагались.
Тому несколько причин. Изначально закладывались завышенные показатели. Сеть многофункциональных центров развивается, некоторые услуги действительно можно получить в электронном виде, особенно на региональном и муниципальном уровне, но сроки реализации программ сорваны, цели не достигнуты. А самое главное, развитие проекта региональной информатизации потеряло темп.
- Это объясняется не только тем, что мы "завязли" в электронном правительстве, - говорит Гаттаров, - но и тем, что денег стало объективно меньше. В регионах их просто нет.
Кроме того, все сосредоточились на каких-то технических вещах, а человек оказался "потерян". Иссякли и прежние драйверы, а новых нет. По мнению участников заседания, новые точки роста может дать отраслевая информатизация. Например, нужно более плотно курировать здравоохранение и образование. В частности, в образовании сейчас "вызревает" несколько больших проектов, которые могут выступить в роли "драйверов". Также перспективными могут быть проекты в сельском хозяйстве, проект "Безопасный город", единый номер вызова экстренных служб "112".
Сейчас мешает и отсутствие понимания между регионами и федеральным центром. Как рассказал Гаттаров, когда он был членом Совета Федерации, боролся с одними причинами пробуксовки программы. А придя в регион, посмотрел на ситуацию уже оттуда и понял, "что все еще хуже".
- Мы "продавливали" регионы делать вещи, которые с их точки зрения непонятны, и не нужны, - говорит эксперт. - Фактически они делали это, чтобы только отчитаться. Нужно купить такую-то программу - купили. А зачем? Хотя, если правильно представить сервисы на федеральном уровне, регионы ими бы с удовольствием пользовались. Но очень часто проект делается для федерального заказчика. А регионы - просто как "дополнение" к этому сервису.
Как рассказали участники заседания, например, в здравоохранении скопилось много нерешенных проблем. И хотя суммарно в этой отрасли на информатизацию потрачено более 30 миллиардов рублей, пока пациенты не смогли оценить удобство предлагаемых сервисов. А единая информационная система в сфере здравоохранения ориентирована не на врача и пациента, а на то, чтобы "собирать цифры" и контролировать ситуацию из Москвы.
Кроме того, информатизация до сих проходит мимо сферы ЖКХ. В результате люди не могут определить до конца расходы управляющих компаний, не могут понять, за что платят деньги. Поэтому нужны интеллектуальные системы управления жилищным хозяйством.
А информатизация образования сегодня оборачивается на практике снабжением учебных заведений интерактивными досками. Да и то учебные заведения покупали их сначала за свои деньги, и только потом государство стало выделять субсидии на эти цели. Хотя перспектив здесь множество.
Как рассказал руководитель "Госинформа" Мордовии Алексей Романов, чтобы в регионе развивалась информатизация, нужно выполнить несколько условий.
- Сегодня не так сложно разработать информационную систему, сколько ее внедрить, - считает он, - и люди должны захотеть ею пользоваться. Чтобы простимулировать этот процесс, она должна быть эффективней уже имеющихся. И обязательно должен быть виден конечный результат.
По мнению участников заседания, для эффективного решения назревших проблем в сфере информатизации, необходимо создать единую электронную площадку - совет региональных IT-лидеров, что позволит выработать общую стратегию.