Кабинет министров заслушал первый доклад о ходе реализации государственных программ. Всего их должно быть 42, но на сегодняшний день принято 39, а в прошлом году работа велась по 38. "От того, насколько эффективно исполняются программы, зависят модернизация здравоохранения и образования, всей социальной сферы, сбалансированное региональное развитие, наше продвижение в различных областях", - напомнил премьер-министр Дмитрий Медведев.
Прошлый год показал, что абсолютной эффективностью госпрограммы пока не радуют. "Только пять госпрограмм оцениваются как высокоэффективные: социальная поддержка, развитие здравоохранения, противодействие преступности, защита от чрезвычайных ситуаций, развитие авиационной промышленности", - сообщил глава правительства. Еще восемь программ находятся на среднем уровне. Ниже среднего оценены пять госпрограмм, а три - по науке, лесному и рыбному хозяйству - признаны недостаточно эффективными.
- Конечно, здесь разные факторы. Это и неблагоприятная ситуация на целом ряде рынков, и объективные факторы, замедляющие развитие нашей экономики, общее снижение инвестиционной деятельности, - согласился Медведев. - Но в любом случае это не снимает ответственности с исполнителей государственных программ и руководителей этих ведомств.
За госпрограмму по науке и технологиям вступился глава минобрнауки Дмитрий Ливанов. "Фактически по уровню исполнения и по освоению бюджета показатели выше средних", - заявил он. А причины определенного отставания связаны со структурными изменениями в управлении научной сферой - реформированием РАН и созданием Федерального агентства научных организаций. Поэтому он попросил исключить госпрограмму из числа неэффективных.
По данным министерства экономического развития, по 12 госпрограммам фиксируется значительное - более чем на 20 дней - отклонение от установленных сроков. По двум программам отчеты до сих пор не предоставлены. Это касается программ по развитию Северного Кавказа и Калининградской области.
Ряд причин не позволяли в прошлом году эффективно реализовывать государственные приоритеты. "В первую очередь это макроэкономический фон - снижение относительно наших прогнозов темпов экономического роста и инвестирования", - подчеркнул глава минэкономразвития Алексей Улюкаев. Рост ВВП оказался ниже, сократились и возможности бюджета, в связи с чем потребовалось корректировать планы.
Второй фактор - стихийная ситуация на Дальнем Востоке, где в результате паводка пострадали сразу несколько регионов, что потребовало отвлечь часть средств на восстановительные работы. Наконец, не до конца эффективны организационно-управленческие механизмы.
Улучшить работу чиновников над госпрограммами минэкономразвития предлагает с помощью материальных стимулов. "Я думаю, что будет целесообразным, чтобы мы вместе с минфином подготовили предложения по учету степени эффективности реализации государственных программ Российской Федерации при распределении бюджетных ассигнований на осуществление материального стимулирования федеральных государственных служащих, участвующих в их разработке", - предложил министр Улюкаев. Исполнитель, считает он, должен быть экономически мотивирован на эффективную реализацию правительственных планов.
В зависимости от эффективности при подготовке бюджета на 2015-2017 годы предлагается откорректировать и сами госпрограммы. Улюкаев добавил, что после утверждения госпрограмм развития пенсионной системы и обеспечения обороноспособности через госпрограммы будут распределяться 95 процентов федерального бюджета.
Министр финансов Антон Силуанов, заслушав отчет, заявил, что обращать внимание надо не на сроки предоставления докладов, не на финансирование, а на показатели реализации госпрограмм. "Мы зачастую видим, что программы не выполняют тот инструментарий, ту функцию, которую мы рассчитывали, - отметил он. - Пока не удалось сделать из госпрограмм инструмента управления отраслевой политикой". Пока что они расцениваются как возможность для получения дополнительного финансирования.
"Министр финансов, безусловно, прав, - согласился Дмитрий Медведев. - Показатели реализации программы гораздо важнее, чем сроки и их кассовое исполнение". В то же время достижение показателей напрямую зависит от финансирования. Поэтому из-за сокращения бюджетных вложений приходится расставлять приоритеты и корректировать цели.
- Не нужно делать вид, что за 50 копеек можно сделать то, что планировалось сделать за три рубля, - заявил глава кабмина.
Без сомнений, безусловной и абсолютной эффективности, а главное - безотлагательного исполнения руководство правительства ждет от мероприятий, направленных на развитие Крыма. Вчера кабинет министров распределял субсидии, в том числе на транспортное обеспечение Крымского федерального округа, что вдвойне актуально накануне летнего сезона. "Это организация перевозок в Симферополь, реконструкция аэропорта Симферополя и паромной переправы в Керчи, обеспечение работы железных и автомобильных дорог", - перечислил председатель правительства основные направления господдержки.
Он также еще раз заверил, что особое внимание к Крыму ни в коем случае не снимает с повестки дня федерального правительства вопросы развития других российских территорий. Конец прошлой недели, например, члены правительства провели на Дальнем Востоке. "Дальний Восток остается приоритетным местом развития, несмотря на различного рода изменения, которые произошли в составе страны", - заявил Дмитрий Медведев.