Новости

Будущим водителям подготовили программы обучения
Не прошло и полгода, как у будущих водителей появился шанс пройти обучение на новые категории водительских удостоверений.

Министерство экономического развития дало положительное заключение об оценке регулирующего развития на приказ министерства образования и науки, утверждающий программы подготовки водителей. Так что остается теперь дождаться, когда этот документ будет зарегистрирован в министерстве юстиции и официально опубликован. После этого автошколы смогут получить лицензии на обучение водителей по новым категориям и подкатегориям. А после этого через три месяца в ГИБДД уже придут, подготовленные в соответствии с новыми требованиями, молодые водители, чтобы сдать экзамен на водительское удостоверение. Сначала человек получает в автошколе профессию водитель, а только потом уже идет сдавать экзамен.

Такой порядок появился благодаря вступившим в силу с 1 сентября прошлого года поправкам в закон об образовании. А вступившие в силу с 5 ноября прошлого года поправки в закон о безопасности дорожного движения ввели новые категории, а также подкатегории прав. В частности, появилась категория "М" дающая право управлять мопедом с 16 лет. Появилась также подкатегория "А1", в которую входят легкие мотоциклы с объемом двигателя до 125 кубических сантиметров. Эту подкатегорию также можно получить с 16 лет. В то время, как полноценную "А" только с 18. "В1" позволит управлять квадрициклами и трициклами. "С1" - разрешает водителю сесть за руль грузовиков, максимальная масса которых не превышает 7,5 тонны. "D1" - даст возможность управлять автобусами, в которых не более 16 посадочных мест. Также появились и такие подкатегории, как "С1Е" (управление грузовиком категории "С1" с прицепом, максимальная масса которого более 750 кг), и "D1Е" (микроавтобус с таким же тяжелым прицепом).

Поправки в закон дали также возможность обучиться и сдать экзамен на автомобиле с коробкой "автомат". Правда, при этом сесть за руль автомобиля с механической трансмиссией можно будет только после дообучения и соответствующего экзамена.

Однако воспользоваться всеми этими благами до сих пор было нельзя. Не было соответствующих программ, по которым должны обучать водителей. И хотя эти программы минобрнауки разработало еще в прошлом году и направило в минюст на регистрацию, последний завернул их на том основании, что не было проведено оценки регулирующего воздействия. Вот тут и появилось минэкономразвития, которое еще несколько месяцев это воздействие пыталось оценить. Само по себе это заключение - довольно интересный документ.

Как справедливо отмечают его авторы, новые программы предполагают увеличение количества часов обучения. Например, по категории "В" для теории отводится уже не 106, а 138 часов. А для вождения - не 50, а 56 часов. Добавляются предметы сугубо профессиональные. Например, для "М" - крепление груза. Для "В" - основы работы такси. Это связано с тем, что по окончании автошколы ученик получает именно профессию. А значит, может и работать водителем.

Также программами вводятся требования к учебно-материальной базе автошкол. В частности, асфальтирование или цементирование площадки, установка ограждения по ее периметру, установка освещения. В документе до его прочтения минэкономразвития были еще требования по оборудованию площадки светофором и пешеходным переходом. А ее размер должен был обеспечивать выполнение всех упражнений, в том числе и буксировку, то есть маневрирование состава транспортных средств длиной 13 и более метров. После заседания согласительной комиссии эти требования были убраны. То есть особо гигантских площадок автошколам иметь не придется. Непонятно только, чем минэкономразвития помешал светофор? Ведь на самом деле он позволяет связать друг с другом все элементы площадки, и, тем самым, увеличить пропускную способность. Впрочем, отказ от него как от обязательного оборудования - это не запрет на его установку.

Кроме этих минимальных правок, минэкономразвития других недостатков в документе не выявило. Так что осталось дождаться, когда его зарегистрирует минюст.

Однако, как отмечает минэкономразвития, в связи с тем что программы необходимы для лицензирования, то приказ должен вступать в силу без отсрочек. Поэтому у автошкол, у которых еще нет соответствующих площадок, не будет времени на подготовку. В результате маленьким школам или придется уйти с рынка, или воспользоваться услугами тех, у которых такие площадки есть. По мнению минэкономразвития, это ставит автошколы в неравные условия.

Однако ни в ГИБДД, ни в некоторых ассоциациях автошкол беды в этом не видят. ГИБДД, можно сказать, будет знать своих клиентов в лицо. А в ассоциациях считают, что это позволит сделать бизнес по подготовке водителей более прозрачным. Торговать свидетельствами об окончании обучения станет гораздо сложнее. Так что требования к площадкам - это своеобразная гарантия качества обучения.

После того как программы вступят в силу, у ГИБДД будет три месяца на подготовку постановления правительства, устанавливающего правила приема экзамена и на подготовку регламента по приему экзамена. Постановление практически готово, прошло все согласования, в том числе и с минэкономразвития. Так что его своевременное подписание не за горами. А вот регламент, хоть и тоже практически готов, но пока еще не выносился ни на какие общественные процедуры. Если его обсуждение затянется на столько же, на сколько и работа с программами, то принимать экзамены ГАИ будет по старым методикам.

Подписка на первое полугодие 2017 года
Спроси на своем избирательном участке