Как сообщили "РГ" в пресс-службе московского метро, планируется, что в течение 2014 года зонами досмотра оборудуют все станции подземки. Рамки металлоискателей будут установлены в вестибюлях, перед турникетами, через них будут обязаны пройти все пассажиры, входящие на станцию. Как известно, металлоискатели могут реагировать и на безобидные металлические предметы, находящиеся на пассажирах, но тех, кто вызвал подозрение у сотрудников службы безопасности, будут отводить в сторону и досматривать отдельно, более детально.
Кроме рамок, в вестибюлях установят устройства для сканирования багажа. Класть вещи на ленту должны будут не все пассажиры, а выборочно - опять же те, чье поведение покажется дежурным неадекватным или агрессивным. Кстати, если человек откажется от досмотра - его не пустят в метро (согласно новому законодательству в сфере транспортной безопасности, "отказ от досмотра… является основанием для расторжения договора перевозки в одностороннем порядке").
Для работы на рамках метрополитен будет набирать дополнительный штат, создадут целое отдельное подразделение транспортной безопасности, сотрудники которого будут проходить специальное обучение.
Некоторые эксперты тем не менее считают, что установка рамок - мера достаточно спорная.
- Рамки позволяют лишь уменьшить риск теракта, но не снять его совсем, - говорит Антон Морозов, гендиректор одной из столичных компаний, занимающихся системами безопасности. - На террористов рамки оказывают скорее психологическое воздействие - увидев их, злоумышленники либо пугаются и отменяют операцию, либо приводят взрывное устройство в действие перед металлодетекторами - как это было, например, в Волгограде. В любом случае, в поезде это привело бы к гораздо большим жертвам.
По словам Морозова, эффективнее всего рамки работают в сочетании со столами досмотра, куда люди могли бы складывать верхнюю одежду и мелкие металлические предметы. В условиях интенсивного пассажиропотока, как в метрополитене, такое, конечно, невозможно, но чувствительность рамки можно настроить таким образом, чтобы они реагировали на крупный металл и "не замечали" мелкий - тогда потенциальный злоумышленник будет заметнее.
Кроме того, транспортники считают, что новые требования безопасности могут вызвать очереди - как это бывает перед входом в аэропорт или на вокзал.
- Любое дополнительное препятствие на входе, особенно в час пик, будет сдерживать пассажиропоток, - говорит директор директор Института транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.
В метрополитене же уверяют, что рамок будет достаточно для того, чтобы не задерживать пассажиров на входе.
Кстати
Для обеспечения безопасности пассажиров все новые вагоны, которые закупает метрополитен, будут оборудованы камерами видеонаблюдения. Конкурс на поставку 3000 вагонов нового поколения будет объявлен в ближайшее время, а первые вагоны поступят в столицу в 2016 году. Кроме того, системами теленаблюдения с круглосуточной видеозаписью оборудованы все станции метро и подуличные переходы, а также все вагоны на Кольцевой и Сокольнической линиях. Также в метро работает ситуационный центр, куда в режиме реального времени стекается информация обо всех ЧП на территории метро. Связаться с диспетчером ситуационного центра может и любой пассажир с помощью приметной красно-синей стойки, которые расположены на всех станциях. На красной стороне терминала находится кнопка "Тревога", а на синей - "Справка". Кроме того, все объекты подземки периодически осматривают сотрудники полиции, а также у УВД на метрополитене есть собственная кинологическая служба.