ТПП: Бизнесу в России трудно получить банковскую гарантию

Сегодня в Москве стартуют "Дни малого и среднего бизнеса". Это ежегодный федеральный смотр состояния МСБ в регионах, возможность общения и взаимодействия предпринимателей с представителями исполнительной и законодательной власти. А 29 мая в Екатеринбурге состоится XIV Всероссийская конференция представителей малых и средних предприятий "Взаимодействие малого, среднего и крупного бизнеса - реальный потенциал развития регионов России".

Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты РФ

В ней примут участие около 700 человек: предприниматели всех уровней, представители бизнес-объединений, органов законодательной и исполнительной власти, международных организаций. В повестке дня - обсуждение проблем малого и среднего предпринимательства в стране, развития производственной кооперации с крупным бизнесом, становления молодежного предпринимательства, поиск механизмов финансово-кредитной поддержки МСБ и т. д.

Прошедший год был непростым для предпринимателей. По официальным данным, в 2013 году количество ИП и юрлиц в сегменте малого и среднего бизнеса снизилось с 4 до 3,5 млн. Причин тому много. Это и повышение страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, и чрезмерно высокая налоговая нагрузка на "малышей" в целом. Нередко на малых давят представители различных ведомств, решая свои частные проблемы - с ними им проще справиться, чем с крупными и сильными компаниями.

А с 2015 года предприниматели, применяющие ЕНВД и УСН, должны будут платить налог на имущество, налоговая база для которого станет определяться на основании кадастровой стоимости (речь об офисных и торговых помещениях, объектах общепита и бытового обслуживания). Это может оказаться непосильным бременем для очень многих работающих сейчас прозрачно МСП. Ведь сегодня они освобождены от уплаты налога на имущество.

И все же, по оценке экспертов, предприниматели не перестают до сих пор надеяться, что государство повернется к ним лицом и создаст нормальные, ну, или хотя бы без чрезмерного финансового давления, условия для работы. Но пока ситуация нередко вынуждает бизнес уходить в тень, или как минимум быть готовым к этому.

Вопрос доступности государственного заказа малому и среднему бизнесу сегодня тоже очень актуален. Это большой шанс для предпринимателей. Безусловно, делать далеко идущие выводы пока рано, потому что закон N 44-ФЗ о контрактной системе вступил в силу только с начала этого года. Но отдельные плюсы очевидны.

Сегодня минимальная доля госзаказа для МСБ равна 15% от общего объема (это на 5% больше прежнего начального порога). Но премьер-министр Дмитрий Медведев одобрил идею к началу 2018 года установить квоту для "малышей" в размере 25%, и это движение в нужном направлении. Также отменен перечень товаров, работ и услуг малого предпринимательства, увеличен порог начальной цены закупки. Для компаний, которые имеют возможность получить банковскую гарантию, участие в торгах по новым правилам станет дешевле.

Все это замечательно. Но вот МСБ трудно получить банковскую гарантию - большинству элементарно не хватает на это средств, что и стало одной из основных причин появления в стране полулегального рынка банковских гарантий сомнительного происхождения. Будем надеяться, что Агентство кредитных гарантий сможет в кратчайшие сроки изменить эту ситуацию.

От старого закона о закупках новый 44-ФЗ выгодно отличается и тем, например, что теперь учитывается качество товара, работы или услуги при проведении торгов. Ранее все определяла цена: кто предложил самую низкую - тот и побеждал. А потом такая компания часто бросала выполнять заказ: невыгодно. Теперь ориентация на качество позволит отдавать заказ надежным компаниям и тем самым сокращать число невыполненных контрактов.

Серьезным же недостатком закона эксперты считают фактическое отсутствие ответственности за нарушение правил проведения торгов. Есть только штраф за несоблюдение квоты. Он, в соответствии с Кодексом об административных нарушениях, составляет всего лишь 50 тыс. руб. Эту норму нельзя считать работающей, так как для федеральных органов эта сумма несущественна. Следовательно, продолжается дискриминация малого и среднего бизнеса, а самые сладкие куски пирога достаются крупным "своим" фирмам.

Что касается Всемирной торговой организации, в составе которой наша страна пребывает уже более полутора лет, то сама по себе ВТО - это не благо и не зло для нашего бизнеса. Это инструмент, принятый во всем мире для регулирования внешнеторговых отношений. От того, насколько эффективно мы используем инструментарий, предусмотренный основными соглашениями этой организации, зависит, пользу или ущерб принесет присутствие в ВТО для нашей экономики и предпринимателей. Пока же радикальных потрясений не произошло и в ближайшие три года вряд ли что изменится. Во-первых, переходный период, оговоренный Россией при вступлении в организацию, еще не закончился. Во-вторых, многое зависит от успешности перехода экономики нашей страны на рельсы модернизации. В-третьих, очень важно научиться эффективно обеспечивать свои интересы при разрешении торговых споров и оперативно противодействовать угрозам нашему внутреннему рынку.

Есть и "в-четвертых", и "в-пятых", и "в-двадцатых". И все же главные проблемы для МСБ принесло не ВТО. Это порождение внутреннего рынка: высокие налоги, административные барьеры, коррупция, недостаток квалифицированных кадров, тарифы на продукцию и услуги естественных монополий. И бизнес-объединения, и власть занимаются решением этих проблем. Что-то уже сделано: есть заметные успехи, а есть и провалы, отступления, но в целом мы движемся вперед. Хотелось бы, конечно, чтобы движение было более активным, чтобы вклад наших малых и средних предприятий в ВВП рос быстрее. Сегодня же доля МСБ во внутренний валовый продукт страны составляет около 20%, в этом сегменте работает примерно четверть трудоспособного населения.