Они уверены, что необходимо ввести для малых предприятий единый налоговый режим. А Уполномоченный по защите прав предпринимателей по Республике Татарстан Тимур Нагуманов предлагает внести в НК РФ изменения, наделяющие индивидуальных предпринимателей правом возобновлять деятельность с применением патента в течение календарного года, а также вернуться к упрощенному порядку ведения кассовых операций. По его мнению, важно ввести на три года с начала деятельности компании мораторий на все проверки МСБ, кроме связанных с угрозой жизни и здоровью людей. Контрольно-надзорные органы должны появляться не чаще чем раз в три года. "В налоговом законодательстве сейчас отсутствует понятие налоговой минимизации. При этом проблема, связанная с незаконной минимизацией налогов, стоит остро", - заявил Нагуманов.
Региональный уполномоченный по Новосибирской области Виктор Вязовых обратил внимание, что все субъекты малого и среднего предпринимательства, получившие финансовую поддержку по региональной программе развития МСБ, попадают под пристальное внимание органов внутренних дел. В итоге иногда получение финансовых преференций обходится дороже, чем отказ от них.
Сектор МСБ - основной получатель муниципальных услуг, а уровень этих услуг, по мнению самих предпринимателей, сегодня крайне низок. Выход один: сделать прирост показателей МСБ главным индикатором деятельности местных и региональных властей, считают бизнес-омбудсмены. Стоит ввести для муниципалитетов экономические стимулы, оставляя в их бюджетах все платежи за патенты от самозанятого населения, а также 75% прироста налоговых платежей от малого бизнеса за отчетный период и 50% от прироста НДФЛ. Также защитники предпринимателей предлагают внести изменения в КоАП, предусмотрев ответственность муниципальных служащих за издание правовых актов, заведомо ухудшающих положение малых предпринимателей.
Не может МСБ пока похвастаться своей долей в госзаказе и закупках инфраструктурных монополий и компаний с госучастием. Да и банковская система не спешит с предложениями специализированных продуктов, с помощью которых малый бизнес мог бы включиться в выполнение государственного и муниципального заказа. Выход уполномоченные по правам предпринимателей видят в исключении из законодательства нормы, дающей поставщику право на замену исполнителя субподрядного договора - субъекта МСБ при условии сохранения цены договора. Либо предлагается установить критерии, при наличии которых у поставщика появляются основания для подобной замены. Омбудсмены предлагают ввести обязательную независимую профессиональную экспертизу государственного и муниципального заказа при закупках в объеме от миллиарда рублей на федеральном уровне и 100 млн руб. на региональном.
Также региональные власти часто не соблюдают требование об установлении предельной площади выкупаемого помещения и минимальной рассрочке в три года для оплаты выкупаемого помещения. В результате наблюдается массовый перевод помещений в оперативное управление и хозяйственное ведение ГУПов и МУПов. Бизнес-омбудсмен Борис Титов предлагает Генпрокуратуре жестче контролировать соблюдение закона в части установления предельной площади выкупаемого помещения.