15.05.2014 09:48

Нагородили

В Кемерове обострилась проблема незаконных парковок
Нехватка парковок в столице Кузбасса возникла давно - ежегодно в областном центре регистрируют до пяти тысяч автомобилей. Городские власти попытались решить проблему, привлекая к созданию парковочных мест предпринимателей, которым настоятельно рекомендовали выделять места под автостоянки общего пользования на участках, прилегающих к их офисам и магазинам. Но ситуация к лучшему не изменилась.

Новые автостоянки стали оборудовать шлагбаумами "для своих". В итоге автомобилисты, не имеющие возможности ими пользоваться, по-прежнему оставляют машины во дворах жилых домов.

Ситуация особенно обострилась после того, как в центре города на проспекте Ленина выделили две крайние полосы для общественного транспорта. На этой центральной улице расположено большое количество магазинов, аптек, парикмахерских и других заведений с солидным потоком посетителей, в том числе приезжающих на личном транспорте. Лишенные возможности парковаться у обочины автомобилисты устремились в ближайшие переулки. В результате борьба властей с пробками на дорогах обернулась для жителей центра забитыми машинами дворами, смятыми газонами и загрязненным выхлопами двигателей воздухом.

Проблемы возникают не только с частным транспортом. Так, в редакцию "РГ" обратились жильцы дома на Октябрьском проспекте, рядом с которым находятся областная клиническая больница и перинатальный центр. Люди жалуются, что во дворах паркуются машины медицинской службы, наркоконтроля и других госструктур.

Жильцы, в свою очередь, начали массово ограждать придомовые территории, чтобы не пускать туда чужие автомобили. Это только усугубило проблему. В итоге ко многим социальным объектам, в том числе больницам и школам, в Кемерове подъехать сложно - мешают установленные тут и там шлагбаумы. Так, обратившийся в редакцию "РГ" инвалид Сергей Солодянкин сообщил, что людям с ограниченными возможностями, приезжающим в отделение Пенсионного фонда в Ленинском районе, просто негде поставить свои автомобили - все прилегающие территории огорожены для парковки автотранспорта коммерческих организаций.

Между тем, далеко не все барьеры установлены на законных основаниях.

- В соответствии с законодательством ограничивать доступ к земельному участку имеют право только собственник или арендатор, - отмечает начальник управления архитектуры и градостроительства администрации города Кемерово Виктор Костиков. - Нелегальная установка шлагбаума и ограничение доступа являются самовольным захватом участка или использованием его без правоустанавливающих документов.

- Собственники жилых помещений многоквартирного дома вправе установить шлагбаумы на земельном участке, являющемся их общим имуществом. Однако соответствующее решение необходимо принять на общем собрании собственников жилья, а сам участок должен быть размежеван, - добавляет начальник управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Кемерова Олег Ивлев.

Комплексного подхода к решению проблемы у местных властей, судя по всему, нет. На соответствующий вопрос корреспондента "РГ" последовал ответ: "Будут жалобы, будем разбираться".

В коммерческих же организациях решение оградить свои автостоянки объясняют еще проще: "Это наша территория". Однако на просьбу предъявить документ, подтверждающий то, что огороженный участок земли является собственностью организации или находится у нее в аренде, отвечают отказом.

Комментарий

Максим Учватов, руководитель социального проекта "Открытый город":

- Жильцы вправе провести общее собрание и принять решение об установке шлагбаума, ограничив въезд чужих автомобилей, либо о расширении придомовой парковки. Источником финансирования могут стать средства, накопленные на капитальный ремонт. Протокол собрания передается в управляющую компанию, которая должна согласовать установку шлагбаума с городскими структурами. Для экстренных служб нужно предусмотреть свободный подъезд к дому. Что касается парковок на территории образовательных, социальных или медицинских учреждений, здесь сложнее. Во-первых, муниципальное предприятие само распоряжается прилегающей территорией. Во-вторых, есть требования безопасности, в том числе антитеррористической. Поэтому зачастую для подъезда автотранспорта к таким учреждениям требуются специальные пропуски. В этом случае необходимо организовывать парковочные карманы либо отдельные стоянки напротив таких объектов.

Проблему же частных парковок нужно решать в индивидуальном порядке. Должно быть достоверно известно, кому принадлежит отгороженная земля. Ни одна частная организация не имеет право отгораживать себе "кусок", если участок под зданием находится в муниципальной собственности. Необходимо направить обращение в администрацию города либо в прокуратуру с просьбой проверить законность ограничения проезда. Если же кто-то отгораживает территорию рядом с жилым зданием без согласования с жильцами, это незаконно. Как и в том случае, если кто-то из жильцов дома обозначает парковочное место для своего авто цепочками, столбиками или другими заграждениями - земля здесь общая.