Андрей Прошкин снимает "Орлеан" - морализаторскую притчу на грани фола

За семь лет существования Российского павильона на Каннском фестивале его команда во главе с Екатериной Мцитуридзе сделала его одним из самих посещаемых на кинорынке. Здесь фактически идет свой мини-фестиваль - встречи с авторами новых проектов, презентации новых российских фильмов.

Открывая павильон на второй день фестиваля, Мцитуридзе сказала, что вопреки усложнившейся политической обстановке искусство должно делать все для сближения людей разных стран. Мы все равно работаем вместе, - подчеркнула она, представляя новый проект "Битва за Севастополь", который снимается украинскими и российскими кинематографистами под руководством режиссера Сергея Мокрицкого. В основе фильма реальная история Героя Советского Союза снайпера Людмилы Павлюченко.

Интересным обещает быть фильм, который снимает опять-таки в Крыму творческая группа режиссера Андрея Прошкина ("Орда"). Он называется "Орлеан" - по замыслу драматурга Юрия Арабова, это такой городок на берегу соленого озера в алтайских степях. Как рассказал один из продюсеров фильма Игорь Мишин, фильм представляет собой сплав мистического триллера с черной комедией, в нем будет гротеск и фантастика, а в сущности, это притча о совести спящей и проснувшейся. Ее фабула связана в нежданным появлением в городке странного человека, по профессии экзекутора, который и станет возмутителем устоявшегося здесь болотного спокойствия. Сам Андрей Прошкин занят на съемках и в Канн прилететь не смог, но в буклете охарактеризовал свой фильм как "умную и горькую притчу в форме хулиганской комедии, страстную, даже морализаторскую притчу на грани фола". "Картина рискованная, я подобных еще не снимал, - признается Андрей Прошкин. - Сочетание высокого и низкого меня привлекает. Вот мой вызов и мой кайф".

На вопрос, есть ли в кино аналоги, близкие по типу будущей картине, Игорь Мишин ответил, что на ум приходят, с натяжкой, братья Коэны с их "Фарго", некоторые фильмы Тима Бертона или "Синий бархат" Дэвида Линча. Аналогов в российском кино продюсер не видит. Главные объекты для съемок были отобраны режиссером и оператором в Крыму еще в октябре 2013 года - странные поселения в степях, соленые озера… Потом из-за известных международных событий возникла пауза, и был риск, что картину придется отложить на неопределенный срок. Но уже 10 апреля съемки начались. Снимать же в реальных алтайских степях - признается продюсер - никаких денег не хватит.

- Это мой второй опыт работы с Андреем Прошкиным: лет десять назад мы работали с ним над картиной "Солдатский декамерон", - рассказала актриса Елена Лядова, приехавшая в Канн представлять конкурсный фильм Андрея Звягинцева "Левиафан". - И вторая встреча оказалась радостной: можно было похулиганить, потому что характер моей героини острый, да и я впервые участвую в комедии.

Вместе с Еленой Лядовой в "Орлеане" снимаются Виталий Хаев, Виктор Сухоруков и премьер "Коляда-театра" Олег Ягодин. Оператор - Юрий Райский, музыку написал Алексей Айги. Съемки должны закончиться 1 июня, а готовую картину предполагается выпустить весной 2015-го.

В прошлом году Российский павильон на Каннском фестивале уже презентовал амбициозный проект продюсера Альфии Чеботаревой - игровой байопик по сценарию Евгении Тирдатовой "Рудольф Нуреев - начало", который продолжит тему, начатую документальной картиной "Рудольф Нуреев - мятежный демон" и, в свою очередь, должен быть продолжен телевизионным сериалом. Год прошел в поисках финансирования и партнеров-сопродюсеров, и вот Павильон снова представляет этот проект.

Конечно же, кто-то из наших журналистов тут же задал сакраментальный вопрос: а что нового нам расскажет о знаменитом танцовщике этот новый фильм, и сможет ли он обойтись без мотивов, связанных с сексуальными пристрастиями Нуреева. Вопрос, конечно, лукавый в своей нелепости: мы только что видели в Канне британский фильм о художнике Тернере, который целиком был сосредоточен на житейских страстях героя и лишь косвенно тронул его творчество. С другой стороны, история кино знает два подхода к личности Петра Чайковского: в известном фильме Таланкина, где авторы спокойно обошлись без подробностей личной жизни композитора, что не помешало Иннокентию Смоктуновскому создать образ сильный и многогранный, и в фарсе моего любимого кинохулигана Кена Расселла "Любители музыки", где была только его гротескно показанная личная жизнь, а задача создать образ человека, перевернувшего музыкальный мир, даже не ставилась. Модный ныне тезис о том, что нельзя показать гения, не влезая к нему в постель, столь же неумен, сколь и непрофессионален, но вопросы такие повторяются снова и  снова все с большей настойчивостью.

На вопрос резонно ответила Евгения Тирдатова:

- Мы берем в нашем фильме ранний период становления Нуреева. Он рос в очень бедной семье, и нам хотелось показать путь, как появляются вот такие гении. В дальнейшем, если все получится, будут сняты телевизионные серии обо всей его жизни, а пока сценарий заканчивается, когда Нурееву 23 года, и он стоит перед выбором: оставить все и рвануть в новую жизнь, или вернуться и продолжать прежнее существование. Нас интересовало, что происходило с ним до этого момента. Как этот мальчишка, сын политрука Красной Армии, достиг таких высот в одном из труднейших искусств. Откуда в нем все это взялось - вот наша тема.

Презентации новых проектов в Российском павильоне продолжаются. О самых интересных событиях павильона мы расскажем в будущих репортажах.