Как вы пришли в кино?
Андрей Сигле: Сначала, учась в Ленинградской консерватории, я работал на "Ленфильме" в качестве музыканта. Моими учителями были кинокомпозиторы Владимир Дашкевич, Олег Каравайчук, Александр Кнайфель. Это и толкнуло меня на получение образования кинокомпозитора в Шведской королевской академии. По окончании начал писать музыку сам. Первая моя картина - "Клещ" режиссера Бахыта Килибаева. Потом появились "Улицы разбитых фонарей", "Агент национальной безопасности", "По имени "Барон". Было много фильмов 90-х, судьба которых мне не известна.
Работал с режиссерами Виталием Мельниковым, Эрнестом Ясаном, Виктором Бутурлиным. Когда начал совмещать продюсирование с композицией, стал больше писать музыку к фильмам, продюсером которых являлся. Это всегда проще. Руки развязаны, сам себе хозяин. Выбираешь, работать ли с оркестром, пригласить ли экзотических музыкантов, что мне всегда было интересно.
В вашей биографии есть сотрудничество с Цоем, Курехиным, Гребенщиковым…
Андрей Сигле: Было огромное количество групп - питерских, московских, екатеринбургских, с которыми я работал как студийный музыкант. Например, с группой "Кино" мы писали альбом "Группа крови", музыку к фильму "Игла". Представьте, консерваторский мальчик в среде, как мне тогда казалось, маргинальных рок-музыкантов. Ребята были колоритны: ходили в черном, общались на своем языке. Я приглядывался, понимал, что это нечто особенное, настоящее: бескомпромиссное отстаивание своих жизненных позиций, абсолютная преданность музыке, бунтарство и протест. Это особый для меня период, который храню в памяти, дополнительная краска к моей цветастой жизни, что меня очень греет.
А как вдруг вы стали продюсером? На продюсеров у нас в России тоже прежде не учили.
Андрей Сигле: Наше поколение ("родом из СССР") многому училось "с колес". Самостоятельно постигали азы бизнеса, набивали шишки. У многих появилось желание как-то проявить свою деловую жилку. Когда возникла необходимость моего участия как продюсера в фильме Александра Сокурова "Солнце", я уже знал, что такое бизнес, что и как надо делать. Законы бизнеса действуют и в кинематографе тоже. Продюсерская работа, в отличие от композиторской, другая. Она с людьми, имеющими достаточно сложный характер - с режиссерами, актерами. Хрупкие, нежные, обидчивые. Надо уметь с ними разговаривать на одном языке, сосуществовать. Кино - искусство синтетическое, там много людей вовлечено в работу.
Некоторые с презрением относятся к российским сериалам. Как вам удается заниматься ими наряду с серьезным авторским кинематографом?
Андрей Сигле: Мы с Дмитрием Светозаровым (студия "АСДС") не называем наши кинороманы ругательным словом "сериал", стараемся делать их на достойном уровне. Здесь, может быть, более простой, понятный зрителю язык, чем в авторском кинематографе, но это всегда серьезная работа, подробные исследования человеческих взаимоотношений. Светозаров-Сигле - это привычный для кинематографа творческий тандем режиссера и композитора, мы оба еще и сопродюсеры. Сняли фильмы "Три цвета любви", "Фаворский", "Вепрь", "Преступление и наказание", "Любовь без правил", "Мать-и-мачеха" и другие телевизионные работы.
Вы снимаете фильмы с такими мэтрами кинематографии, как Сокуров, Лопушанский, Овчаров, Евтеева. Есть опасения, как их примут не историки кино, а простые зрители, что вы заработаете в прокате?
Андрей Сигле: Я прекрасно знаю, чего ждать. Ситуация ухудшается с каждым годом. И эта история не только российская. Во всем мире ослабевает интерес к серьезному искусству в области литературы, живописи, музыки. Однажды Феллини, заглянув в пустой зал кинотеатра, сказал, что его зритель то ли уже умер, то ли еще не родился… Уверен, что кино, которое мы делаем, вызывает интерес небольшого количества людей мыслящих, которых принято называть интеллигенцией, понимающих язык, на котором мы с ними говорим. Есть продвинутая молодежь, которая интересуется авторским кино. Но, в общем, ситуация плачевная: основная масса, конечно, рассматривает кинематограф как развлечение, как способ удивить, рассмешить, поразить. Кинематограф превратился в аттракцион. Мы теряем своего зрителя. Смотреть авторское кино - большой труд.
Единственные форпосты сохранения культуры на достойном уровне - мировые фестивали. Мы представляли картины на всех ведущих киносмотрах - Каннском, Берлинском, Венецианском. Это дает, с одной стороны, понимание того, что все-таки мы не сошли с ума, занимаемся делом праведным. А с другой - у западного зрителя есть возможность увидеть такое российское кино. Его не интересует наша коммерческая продукция. Она во многом калька американского кино - и не всегда самого лучшего. Все-таки уровень развлекательных фильмов в Америке значительно выше. А вот с авторским кино мы вполне тягаемся с ними и иногда даже обгоняем. "Фауст" Сокурова, получив "Золотого льва" на Венецианском фестивале, сумел обойти многие великолепные работы. Замечательная картина "Роль" Лопушанского продолжает получать международные призы.
Авторский кинематограф - это не бизнес, это для души. Моя задача - помогать автору реализовать его замысел. Мои режиссеры - настоящие личности, содержательные люди с огромным интеллектуальным запасом, знанием истории, культуры, литературы. Я постоянно учусь у них.
Над чем работаете сегодня? Каких фильмов ждать от ваших кинокомпаний в ближайшее время?
Андрей Сигле: От студии "АСДС" - 16-серийный телероман "Бабье лето", снимает его Дмитрий Светозаров. Замечательный состав актеров: Юрий Стоянов, Александра Куликова, Алена Хмельницкая, Сергей Перегудов, Владимир Кошевой, Олег Алмазов. Простая, житейская история о любви, исследование души, поступков, падения человека. Светозаров всегда делает это тонко и высокохудожественно. Уверен, что картина понравится зрителю, никого не оставит равнодушным. Снимаем для Первого канала, где с успехом прошла наша "Мать-и-мачеха".
Компания Proline Film продолжает работать с уникальным петербургским режиссером, художником-аниматором Ириной Евтеевой. В производстве - анимационно-игровой фильм "Арвентур", в основе которого даосская притча о великом китайском художнике и императоре, выполненная в особой технике светоживописи, картина, сочетающая игру актеров с живописными лессировками. Я очень рад, что судьба свела меня с Ириной Евтеевой, всегда пишу музыку к ее фильмам. Это настоящее искусство, не однодневное.
Продолжается работа над достаточно сложным проектом "Ночник" Валерии Гай Германики. Это сказка Андерсена "Оле Лукойе" в современном изложении. Процесс идет трудно, не скрою, я уже сотрудничал с талантливыми молодыми кинематографистами, это всегда некое испытание для меня, привыкшего работать с мэтрами, с людьми, которых я знаю, чувствую, понимаю. Но, надеюсь, что кино мы снимем в этом году.
Впереди проект с талантливым московским режиссером Иваном Болотниковым. Фильм о Хармсе, его произведениях и окружении, трагедии существования литературной среды того времени.
Есть ряд проектов, которые ждут решения финансового вопроса. В частности, "Иерусалимские хроники" Лопушанского. Константин Сергеевич написал уникальный, на мой взгляд, сценарий, и он обязательно должен быть поставлен. Такого кино у нас еще не было. Оно требует серьезной подготовки и большого финансирования. Кроме того, задуман исторический телероман с Эдвардом Радзинским и Дмитрием Светозаровым, посвященный императору Александру Второму.
Где вы находите темы для своих работ, как подбираете сценарии?
Андрей Сигле: Для нашего кинематографа отсутствие хороших сценариев - главная проблема. Лопушанский и Овчаров сами пишут, Сокуров снимает по сценариям Арабова, значительно их перерабатывая.
Я читаю очень много сценариев. Что удивительно, при богатой русской литературной традиции почему-то цех сценаристов очень слабый. Мысли, сюжеты есть, а что такое драматургия - не знают. Бедный язык. Как писал Вольтер: "Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена".
Мечтаю снять фильм о блокаде Ленинграда. Встречался с писателем Даниилом Граниным, говорили об этом. Хочется сделать кино с уважением к истории, к великому подвигу простых жителей, к зрителю. Я продюсер, композитор, но не сценарист. Не знаю, где найти достойный сценарий.