Доля госсредств в российской пенсионной системе будет снижаться

Доля государственных средств в российской пенсионной системе будет снижаться. Как полагают участники панельной сессии ПМЭФ-2014 "Три уровня пенсионной системы: перспективы в России и в мире", перераспределение должно произойти за счет увеличения корпоративных пенсий и доли личных накоплений граждан в обеспечении собственной достойной старости.

Как рассказал председатель правления Пенсионного фонда России (ПФР) Антон Дроздов, стратегия развития пенсионной системы в РФ до 2030 года, принятая Госдумаой в декабре прошлого года, устанавливает определенные целевые ориентиры, которые должны быть достигнуты к концу указанного периода.

Так, не менее пяти процентов в структуре пенсии граждан должны составить личные накопления, не менее 15 процентов - корпоративные пенсии. Пока этот показатель не превышает 7,5 процента, причем корпоративные пенсионные программы охватывают не более 10 процентов населения, тогда как в Швеции и Голландии - до 95 процентов.

"Проблема заключается, прежде всего, в особенностях российской экономики. В 1990 - 2000-х годах большинство граждан не могли отчислять на пенсионное обеспечение сколько-нибудь существенную часть заработка, - полагает Дроздов. - Кроме того, до сих пор примерно 70 процентов населения получает зарплату ниже среднего уровня, и для них дополнительные отчисления тоже могут быть тяжким бременем".

В то же время российские эксперты понимают, что в будущем соотношение работающих и неработающих граждан будет сдвигаться в негативную сторону. Нивелировать последствия этого процесса, а вместе с тем улучшить общий уровень пенсионного обеспечения граждан предполагается сразу несколькими путями. Во-первых, разработаны меры по стимулированию позднего выхода на пенсию. Те, кто отложит заслуженный отдых на пять лет, увеличат свою пенсию в полтора раза, те, кто на десять лет - в два раза.

"Мы надеемся, что этим механизмом воспользуются 20 - 25 процентов граждан", - отметил Дроздов.

Однако для тех, кто работать не хочет, ситуация, наоборот, ухудшится. Государственная пенсия будет назначаться только тем гражданам, страховой стаж которых составляет не менее 15 лет (сегодня - 5 лет). Власти также не планируют продлевать льготы тем, кто пользуется преференциями в части пенсионных отчислений. Их в системе налогообложения предполагается заменить субсидиями или иными мерами финансовой поддержки.

"Любая пенсионная система зависит от экономического положения страны и индивидуальна для каждого государства. У нас есть своя экономика, и мы говорим о том, что корпоративные пенсии сейчас доступны для корпораций в сфере ТЭК, инфраструктурных и государственных компаний, - добавил Дроздов. - Но мы переходим на новый этап развития - доходы растут, меняется экономическая ситуация, и участие граждан - это очень перспективная тема. Ее надо начать, снизить нагрузку на бизнес и увеличить доходы".

По мнению других участников дискуссии, проблема пенсионного обеспечения российских граждан связана еще и с особенностями менталитета в нашей стране. Среди граждан РФ велико недоверие к частным компаниям, негосударственным пенсионным фондам, а кроме того, сложился устойчивый стереотип во всем полагаться на государство, требовать от него защиты и поддержки.

Поэтому в нынешних экономических условиях значительную роль могли бы сыграть паритетные программы - как для граждан, так и для малого и среднего бизнеса, которому очень сложно изъять деньги из оборота для формирования корпоративных пенсий. Государственное участие и - тем самым - гарантии, с одной стороны, послужат увеличению доверия к частным партнерам, а с другой - приведут к росту накоплений.

"Мы должны принять кардинальное решение, - полагает президент Негосударственного пенсионного фонда электроэнергетики Ирина Лисицына. - Если сейчас не найдем способ стимулировать копить, то продолжим ходить по кругу: пенсии не будут обеспечивать нормальный уровень жизни. Мне представляется, надо найти возможность стимулировать компании копить. В то же время наличие паритетных программ между работниками и работодателями тоже может стимулировать рост пенсионных накоплений".

"Тем самым мы сможем добиться разумного соотношения государственных, корпоративных и частных пенсий, как в США и Великобритании, - полагает эксперт. - Сейчас у нас государственная пенсия составляет почти 100 процентов, в то время как в США соотношение государственной и частной - 45 и 42 процента соответственно, а в Великобритании - 65 и 10, а еще 25 процентов - корпоративные выплаты".

По данным Лисицыной, в конце 2013 года объем корпоративных и личных пенсионных накоплений граждан составлял 830 миллиардов рублей, и сейчас вплотную приблизился к триллиону. В то же время рост накоплений существенно замедлился, и если первые пять-шесть лет прирост составлял около 25 процентов в год, то сейчас - менее 9 процентов, поскольку "крупные и социально ответственные корпорации уже сформировали пенсии, а малый и средний бизнес, население в процессе не задействовано".