04.06.2014 20:17

Увезут в два счета

В Челябинске намерены развивать конкуренцию в сфере эвакуации транспортных средств
Разграничение функций транспортировки задержанных авто и их последующего хранения на штрафстоянках поможет избавить данную сферу деятельности от признаков монополии: сегодня в областном центре услуги по доставке авто до штрафстоянки и их хранению оказывает одна коммерческая организация.

Ее услуги не из дешевых: чтобы забрать автомобиль со штрафстоянки после его эвакуации, придется заплатить частной фирме несколько тысяч рублей. Цена транспортировки при помощи эвакуатора тем выше, чем дальше находится от штрафстоянки место нарушения правил парковки. При этом отследить маршрут следования эвакуатора невозможно: придется поверить на слово, что везли кратчайшим путем, а не по окружной дороге. Сама штрафстоянка расположена на отшибе, в одном из спальных районов мегаполиса, чем и пользуются услужливые таксисты, которые буквально несут дежурство возле мест, где работают автоэвакуаторы. По словам заместителя председателя челябинского отделения Всероссийского общества автомобилистов Николая Живца, как только полицейские активизировали работу по задержанию транспортных средств, припаркованных с нарушением правил дорожного движения, параллельно стал развиваться теневой бизнес: "решалы" предлагают автовладельцам вернуть машины в сжатые сроки. Впрочем, в любом случае придется уплатить штраф, расходы на транспортировку и хранение.

По словам председателя регионального отделения ВПП "Автомобильная Россия" Алексея Бруя, только развитие конкуренции на рынке эвакуации авто способно исправить ситуацию, поэтому штрафстоянки необходимо открывать в каждом районе областного центра.

- Складывается такое ощущение, что нынешняя схема работает исключительно на извлечение прибыли определенной компанией, а не на обеспечение порядка на дорогах, - говорит Алексей Бруй. - Если внимательно понаблюдать, можно заметить, что эвакуаторы работают только в тех точках города, где это им максимально выгодно: в Челябинске несколько таких мест-"кормушек", где ежедневно забирают автомобили.

- Сегодня у горожан нет выбора, услугами какой компании по эвакуации и хранению авто воспользоваться, так как работает в этой сфере только одна коммерческая организация, - отмечает Николай Живец, - но и развитие конкуренции в данном сегменте бизнеса вряд ли облегчит жизнь автовладельцам: если возрастет число штрафстоянок, станут еще активнее задерживать машины.

В Челябинском УФАС, где состоялось заседание рабочей группы по развитию конкуренции в сфере транспортировки и хранения задержанных авто, убеждены, что решением проблемы может стать разделение двух смежных сфер деятельности и привлечение новых игроков.

- Логично разграничить два направления этой деятельности: одни хозяйствующие субъекты могут работать на рынке эвакуации авто, другие - заниматься хранением задержанного автотранспорта, - говорит замначальника Челябинского УФАС Наталья Сапрыкина. - Но пока законодательно это не регламентировано. Более того, инициированное Челябинским УФАС дело, касающееся оказания услуг по транспортировке и хранению задержанных авто единственной коммерческой организацией, проиграно в Арбитражном суде Челябинской области и Восемнадцатом арбитражном апелляционном суде. Сейчас специалисты УФАС готовят кассационную жалобу.

Одна из причин такого судебного решения (по официальной формулировке) - отсутствие на рынке фирм, желающих работать в сфере транспортировки и хранения задержанных авто. Однако в предпринимательском сообществе резкого отрицания перспектив развития рынка нет: если в Челябинске проведут открытые конкурсы на оказание такого рода услуг, в них готовы поучаствовать многие местные фирмы, имеющие в автопарке эвакуаторы.

- Это лакомый кусочек в бизнесе, думаю, никто не стал бы отказываться от такой возможности, - уверен Владимир Ватутин, директор одной из фирм, оказывающих в Челябинске услуги эвакуации автомобилей. - Сейчас наша компания работает исключительно с частными заказчиками, выход на рынок эвакуации задержанных транспортных средств открывает совсем другие возможности, это понимает каждый предприниматель. Однако ни для кого не секрет, что данная сфера бизнеса является весьма закрытой и пока вход туда воспрещен.

Впрочем, некоторые подвижки в плане упорядочивания этого рынка все же есть: как сообщила начальник отдела промышленной политики аппарата Заксобрания Челябинской области Марина Баймакова, южноуральские законодатели сейчас рассматривают возможность введения в регионе фиксированной платы за транспортировку задержанных автомобилей до штрафстоянки независимо от километража.