Новости

06.06.2014 00:04
Рубрика: Культура

Владимир Юровский представит серию концертов о Прометее

"Истории с оркестром. Похитители огня". Владимир Юровский и ГАСО им. Е.Ф. Светланова. Концертный зал им. П.И. Чайковского. 8, 9, 10 июня. 19.00.

В течение трех вечеров в Зале Чайковского будут звучать сочинения и рассказы Владимира Юровского, посвященные одному из самых волнующих образов европейской культуры - титану Прометею. Именно этот герой древней мифологии, похитивший огонь с небес, чтобы помочь людям создать собственную цивилизацию, воспринимается как проводник эволюции, разума, гуманизма. И, возможно, именно сегодня музыка Прометея сквозь тревожный пульс времени позволяет с особой остротой слышать это теплое дыхание тысячелетий гуманистической культуры.

К мифу о Прометее неслучайно обращаются в острые времена конфликтов. Так было и в культуре позднего Просвещения, когда в атмосфере надвигающейся Французской революции и наполеоновских войн Прометей, восставший против Зевса и спасший людей, стал знаковой персоной в искусстве. Балетом Бетховена "Творения Прометея" (1801), повествующим, как из агрессии толпы, из хаоса рождается новый, облагороженный титаном Прометеем, призвавшим на помощь Аполлона и муз, мир гармонии и красоты, откроется 8 июня цикл "Похитители огня". Главной интригой его станет сама драматургия собранных Владимиром Юровским партитур. Рядом с Бетховеном прозвучат фрагменты грандиозной оперы Карла Орфа "Прометей" (1963-65), написанной в 9 действиях на древнегреческий текст Эсхила. В оркестре - древние и экзотические инструменты, расширенные ударные, арфы, рояль, орган. На сцене - чтец-протагонист (Евгений Цыганов). На следующий день, 9 июня, будет звучать Поэма Огня ("Прометей") Александра Скрябина (фортепиано - Алексей Володин). И хотя сам Скрябин соотносил свою "мистерию" не с мифом, а с космогонией света (в партитуре есть специальная строка Luce), образ титана символизирует у него творческий принцип, развивающий человеческое сознание.

В вечере будет участвовать Чулпан Хаматова. Прозвучит фрагмент монументальной музыкальной драмы "Прометей" Габриеля Форе ("Кортеж Пандоры"). Когда-то, в 1900-м году премьера этой партитуры проходила в огромном античном амфитеатре на юге Франции среди Пиренейских гор с участием 800 музыкантов. С образом Пандоры (жены брата Прометея Эпиметея) окажется связанной в программе и сюита для сопрано и симфонического оркестра, составленная Альбаном Бергом из своей незавершенной оперы "Лулу". Греческую тему дополнит симфоническая поэма Сибелиуса "Океаниды". А 10 июня Владимир Юровский исполнит целую серию "Прометеев" - Листа, Шуберта, Вольфа, а также Кантату Камиля Сен-Санса "Свадьба Прометея", прославляющую союз титана с человечеством, торжество мира, свободы и братства. Это идеалы, которые вынес на щит Век Просвещения. Достигнет ли их человечество? Об этом звучит весь прометеевский цикл, который завершится Третьей симфонией Бетховена.

Культура Музыка Классика Филиалы РГ Столица ЦФО Москва Классика с Ириной Муравьевой Гид-парк
Добавьте RG.RU 
в избранные источники