Новости

06.06.2014 00:44
Рубрика: Digital

Навигация без "слепых зон"

Глонасс и GPS должны стать равноценными и доступными для всех пользователей
На днях вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что с 1 июня 2014 года на территории РФ будет приостановлена работа американских станций GPS, поскольку США отказывают нам в размещении у себя российских станций навигационной системы ГЛОНАСС. Такой "симметричный ответ" России на американские запреты вызвал разную реакцию аналитиков и даже высших чиновников. А что думают о ситуации профессионалы - специалисты, которые изготавливают эти навигационные приборы? Наш сегодняшний разговор с Геннадием Ефимовичем Карюкиным - главным конструктором ОАО "МКБ "Компас". Это предприятие вот уже 60 лет является одним из ведущих разработчиков и изготовителей в нашей стране бортовой навигационной аппаратуры Военно-воздушных и Космических сил.

- Геннадий Ефимович, прокомментируйте, пожалуйста, сложившуюся ситуацию. Вы, как никто, наверное, в теме?

Геннадий Карюкин: Обязаны быть! Наше предприятие "Компас" как раз занимается разработкой навигационной аппаратуры. Одно из основных направлений нашей работы - создание устройств, работающих по сигналам ГЛОНАСС и GPS, для авиации, ракетно-космической техники и высокоточного оружия, которое приходит на смену обычным видам вооружения. Для примера: на сегодняшний день наша аппаратура установлена практически на всех летательных аппаратах известных отечественных фирм Сухого, Микояна, Туполева, Ильюшина, на ракетоносителях "Протон", космических кораблях "Союз", ракетах специального назначения, в том числе подводного старта.

Хочу сразу исключить спекуляции на тему, что автомобилисты, получающие данные от спутникового прибора для привязки к карте, и гражданские потребители у нас в стране пострадают от закрытия американских станций GPS на территории России. Это повлияет только на иностранных потребителей точного канала - то есть военных. Гражданские же потребители пользуются каналом общего доступа, на который никак не повлияет отключение станций. Не скажется закрытие американских станций навигации даже на гражданской авиации, "эшелоны" и "коридоры" для пролета которой, если руководствоваться требованиями КАО, исчисляются десятками и сотнями метров.

В 1993 году мы, не выставив эквивалентных требований к США, установили у себя их станции GPS вдоль Северного морского пути и некоторых наших стратегических территорий, включая Сибирь. Уступка оказалась односторонней: Пентагон и ЦРУ под разными предлогами не пускают российскую ГЛОНАСС на свою территорию. Что это, если не стремление к доминированию и в военном, и конкурентном плане? Ряд сенаторов в США высказывались по этому поводу примерно так: "Зачем мы должны ставить российские станции? Человечество должно пользоваться GPS, а не российской системой".

- Вы считаете, что конкуренция среди различных навигационных систем пойдет науке на пользу?

Геннадий Карюкин: На мой взгляд, человечество заинтересовано не в конкуренции, а в объединении возможностей для точного определения местоположения. Оставим в стороне военную тему, ведь одновременное использование ГЛОНАСС, GPS, а также в перспективе разрабатываемой европейцами навигационной системы Galileo и китайской системы Бэйдоу позволит решать очень серьезные задачи тем же геодезистам, топографам. Они используют спутниковую аппаратуру для определения положения пластов Земли.

Не вдаваясь в технические и научные подробности, можно сказать, что навигационная система тем точней работает, чем больше ее станций разбросано по земной поверхности. Российская Федерация является уникальной страной, она очень велика по протяженности. Разумеется, мы должны стремиться к тому, чтобы наша система обладала такими же, и даже лучшими характеристиками, чем американская GPS.

Но одна навигационная система не решает всех проблем. Если вы работаете по сигналам одной системы, всегда можно найти на поверхности Земли "слепые зоны", где вы на каждый момент времени не можете точно определить свое местоположение. Это относится как к ГЛОНАСС, так и к GPS. Но если вы начинаете использовать сигналы от двух систем, таких пространственно-временных дырок в околоземном пространстве будет гораздо меньше.

Вот почему мы бы хотели, чтобы вместо политических игр и военного доминирования одной страны, как США, например, мы получили бы синергетический эффект от международного сотрудничества в области навигации.

- Визитной карточкой вашего предприятия по праву считается автоматический радиокомпас, который устанавливается на все без исключения летательные аппараты. Какие еще интересные разработки вы могли бы назвать?

Геннадий Карюкин: Трудно перечесть. Если уж касаться авиации, то для решения задач посадки летательных аппаратов, прежде всего вертолетов, на авианесущие корабли нами разработана спутниковая система, которая работает в режиме относительной навигации, т.е. с привязкой координат на летательном аппарате к координатам судна. Наша аппаратура устанавливается на современных корветах. Разрабатывается эта система для авианосца "Адмирал Кузнецов". Причем с учетом возможных радиотехнических помех со стороны потенциального противника мы создаем аппаратуру с высоким уровнем помехозащищенности.

- Если перейти к военным разработкам Московского конструкторского бюро "Космос", то, как говорят специалисты отрасли, у вашего предприятия есть сугубо узкие ноу-хау?

Геннадий Карюкин: Приведу один пример про высокоточное оружие, нуждающееся в навигации: снаряды. Как работает большинство западных снарядов? Когда их снаряд вылетает из ствола орудия, он вращается вокруг своей оси, что оптимально для его полета. Но на каком-то этапе, чтобы использовать спутниковые сигналы для определения и уточнения траектории, у западных снарядов выскакивают крылышки - так называемое "утиное крыло". В этот момент происходит остановка вращения. То есть ухудшаются характеристики боеприпаса. А мы нашли способ не прекращать вращения наших снарядов и решить корректирующую навигационную задачу по вращающемуся объекту... То есть наши разработчики пошли не по пути остановки вращения снаряда, что дает ему неоспоримые баллистические преимущества. По-своему решили, а не как американцы - лоб в лоб.

Наверное, изобретательность наша заложена на генетическом уровне. Может быть, потому, что у нас более сложные условия жизни, чем на Западе. В отличие от США и других стран мы находимся не в очень благополучной климатической зоне, где рискованное земледелие и огромная часть страны лежат в зоне вечной мерзлоты. Кроме того, постоянные военные набеги на нашу страну своего рода мобилизовывали русского человека, он научился проходить сквозь препоны. Чем, к примеру, отличается российский разработчик радиотехнических средств от западного? Западный разработчик, имеющий огромную номенклатуру современной элементной базы, практически не занимается изобретательством. Все и так дается. Нужно 10 гигабайт памяти, мощный процессор - тебе его сделают. В России, к сожалению, по-другому. Поэтому российские разработчики более изобретательны, при меньших возможностях в компонентной базе они находят такие хитрости, которые позволяют оставаться на паритете...

- ОАО "Московское конструкторское бюро "Компас" - старейшее российское предприятие по разработке и производству радионавигационной аппаратуры. Но с чем связан его взлет с начала двухтысячных?

Геннадий Карюкин: В 90-е годы мы понесли большие кадровые потери, но в целом смогли сохранить предприятие и научно-техническую школу. А возрождение традиций и подъем во многом связаны с приходом нового руководителя - генерального директора Мурада Дильшатовича Сафина. У него есть такое хорошее качество: он работает не на себя конкретно, а на все предприятие. Ведь для успеха главное, чтобы все, кто тебя окружает, видели, что ты пришел улучшить производство, моральный климат, материальные и другие условия работников.

Вместо политических игр хорошо было бы получить синергетический эффект от международного сотрудничества в области навигации

С приходом Сафина предприятие существенно омолодилось. В 2004 году, когда он стал руководителем, ему и самому было 34 года. Мне в ту пору было чуть более 50 лет, и я тогда считался в бюро... молодым. А если сейчас говорить о среднем возрасте в "Компасе", то он где-то 35-37 лет. За 10 лет нам удалось создать коллектив зрелых специалистов, подготовленных, которые уже самостоятельно решают многие серьезные задачи. Мы очень значительно подняли престиж профессии конструктора-разработчика.

- Мегапроект "Ростехнологий" образно называют "сухопутный авианосец". Насколько известно, в его разработке ваши специалисты принимали самое активное участие?

Геннадий Карюкин: В городе Ейске Краснодарского края действительно были завершены общестроительные работы "Ростехнологий", в которые входит предприятие, на наземном испытательном учебно-тренировочном комплексе корабельной авиации. Такой комплекс позволил России значительно укрепить свои позиции как одной из ведущих морских держав и, как пишут СМИ, является прелюдией к созданию современных авианосцев.

По сути, наша страна на десятилетия вперед получила современную учебно-тренировочную и испытательную базу для подготовки летного, командного и инженерно-технического состава авианесущих кораблей различных классов и назначений.

Digital Технологии Правительство Вице-премьеры Система ГЛОНАСС
Добавьте RG.RU 
в избранные источники